Nostalghia
antimeridiem — 16.10.2023 «Ностальгия», Андрей Тарковский, 1983.Когда в перестройку этот фильм все-таки до нас доехал, то не произвел особого впечатления. Ну да, какое-то томление, странные ритуалы, развалины и девушки, точно сошедшие с картин. Но месседж не читался.
Сейчас посмотрел другими глазами. Вот оно – именно то, что сейчас происходит. Главный герой приезжает в Италию с грузом своих проблем. Причем слоган из «Соляриса» о том, что «человеку нужен человек» сужается до «русскому нужен русский». От красот Италии его тошнит. Но зато попадется местный брат по разуму – Доменико, который зашел уже гораздо дальше и опыта у него побольше – он запер свою семью на семь долгих лет по удивительной причине – ожидал конца света. Его русский брат мечтает только о разрушении границ, а этот проповедует сразу всеобщее братство (фактически слияние в одно) и уход от цивилизации. Возвращение на некий правильный путь, с которого все свернули. Принудить к этому он никого не может, зато может сжечь себя. Прекрасен безумный эпилептик в этой сцене, который в нетерпении чиркает воображаемой зажигалкой – просто зарисовка с натуры, вот они гении предвидения! Ну и конечно распутная европейская красавица, не способная ни молиться, ни рожать детей, зато отдающаяся какому-то усатому мафиози.
Ну и конечно этот фильм смотрится как разминка перед «Жертвоприношением». Там размах уже иной. Опять какой-то воображаемый конец света, который был предотвращен сжиганием дома целой семьи. Даже выведен «релокант» – семейный доктор, который устал приводить в чувство эту свихнувшуюся семью и решил уехать в Австралию.
Вот она, сила красоты! Смотришь так на эту «Ностальгию» и думаешь, а что? Может быть и в самом деле? Родина, тоска, несбыточное, родное болото из которого нас и нечего вытаскивать, мистическая миссия, спасение мира в пересохшем серном бассейне... Но мир – это не голова Тарковского. Реализация всех этих задушевных идей выглядит совсем не так.
А вот так!
|
</> |