Нолан о "Начале"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Нолан о](http://s7.photobucket.com/albums/y253/kinomozg/stuff/800_nolan_100707.jpg)
После того гигантского поста с попыткой отмести некоторые вопросы к "Началу" (который почти что превратился в объяснение всего фильма поминутно), я взял драматическую паузу, так как в добавившихся спорах о трактовке финала, я реально начал чувствовать себя лешим, которому пытаются объяснить, что у фильмов бывают разные прочтения.
С тех пор уже развязались языки и у костюмера и у Майкла Кейна, который вообще все сказал прямым текстом. И наконец, журнал Wired добрался до режиссера и озвучил при нем ряд вопросов, некоторые из которых удалось прояснить (больше ничего из него выпытать не удасться, я думаю). Это нисколько не отнимает красоты у теории "фильма о кинопроизводстве", а про "размышление об архитектуре" я никогда ранее не слышал, если честно.
Решил перевести тут этот текст в качестве некой точки, которую так и не поставил.
В фильме: После провала первого внедрения, Кобб крутит волчок, чтобы проверить не во сне ли он. Волчок падает.
По теории “Финал - не сон”: Так устанавливается, что не весь фильм является сном.
Нолан: “Так Кобб понимает главную ось реальности. Однако он ненадежный рассказчик".
(прим. пер.: тут нужно помнить, что Нолан редко углубляется в какие-либо пояснения и если уж путает, то путает. В конце-концов, этот же человек встроил в финал "Мементо" несколько таких кадров, которые ни под одну теорию не подходят.)
В фильме: Саито обещает Коббу решить его проблемы, если он возьмется за работу. Он просит Кобба "принять это на веру" ("шагнуть в неизвестность").
По теории “Весь фильм - это сон”: Эта фраза (“leap of faith”) возникает в фильме снова и снова. Это артифакт подсознания Кобба.
Нолан: "Не думаю, что расскажу вам об этом".
(прим. пер.: Вообще, повторение фраз в течение фильма - один из любимых приемов Нолана, что-то вроде напоминания о постоянной внутритекстовой полемике. Почему этот рефрен привлек столько внимания, учитывая что герой "вернул" реплику другому, мне не очень понятно.)
В фильме: Кобб собирает свою команду и обучает Ариадну конструированию снов.
По теории "Это фильм о кинопроизводстве": Все роли распределены: Кобб - режиссер, Ариадна - сценарист, Имс - художник-постановщик, Саито - продюсер, Фишер - публика.
Нолан: "Я не намеревался снимать фильм о кинопроизводстве, но я тяготел к творческому процессу, каким я его знаю".
(прим. пер.: что в принципе не мешает вспомнить, исскуство - это сон разума. Ну а сны - вполне можно объяснять и толковать. )
В фильме: Кобб отправляется в Момбасу за Имсом (имитатором) и Юсуфом (химиком).
По теории "А может быть, это размышление об архитектуре": Чудесные панорамы по крышам Момбасы.
Нолан: "Я хотел продемонстрировать как реальный мир может иметь аналогии с мирами снов. Город-лабиринт Момбаса подошел для этого.
По теории "Это фильм о кинопроизводстве": Быстрый монтаж, таинственные погони, неправдоподобные совпадения - грамматика кино совпадает с грамматикой сна.
Нолан: "Я бы не сказал, что пробовал использовать грамматику кино, чтобы показать аудитории где сон, а где явь".
В фильме: Кобб спорит с женой в лимбо, а в госпитале Фишеру внедряют идею.
По теории “Весь фильм - это сон”: Жена подвергает сомнению реальность, в которую верит Кобб. Безликие корпорации? Международные погони? Серьезно?
Нолан: "Чтобы в конце фильма получилась неопределенность, зрителю нужно было понять, что мир Кобба и мир снов очень похожи между собой. И нужно сомневаться в Коббе".
В фильме: Кобба выбрасывает на берег (так мы возвращаемся к началу фильма). Cobb washes up on the beach (full circle with beginning).
По теории "Только конец фильма является сном": Саито соблюдает договор. Вместе они перестраивают лимбо под реальность.
Нолан: "Э.. Я бы не так стал трактовать фильм".
В фильме: Прибыв домой, Кобб наконец видит лица детей.
По теории “Весь фильм - это сон”: Дети так и не повзрослели! И они в той же одежде! Это определенно сон.
Нолан: "Дети не в той же одежде в конце! И они повзрослели! На съемках была вторая пара детей".
"А может быть, это размышление об архитектуре": Это дом-мечта ремесленника ... с домом, построенным из кубиков на обеденном столе.
Нолан: "Это фильм об архитекторах. Он о строителях".
(прим. пер.: WTF?)
В фильме: Кобб закручивает волчок - он все еще вращается в тот момент когда начинаются титры.
По теории “Весь фильм - это сон”: Волчок не важен - Кобб наконец видит своих детей.
Нолан: "Важно, что Кобб даже не смотрит на волчок. Ему все равно".
По теории "Это фильм о кинопроизводстве": Аудитории приходится "шагнуть в неизвестность" ("принять все на веру"). Нолан использует неопределенность для рассказа. Одного ответа просто нет.
Нолан: "О, нет, ответ у меня есть..."
Бонус: Про не сон сон или сон про не сон. (а то что-то маловато просмотров пока у почти единственного годного мешапа)