Нищий на нищем не ищет
fan_project — 04.11.2023У древних славян пожилые соплеменники никогда не были
нахлебниками. Старики воспитывали молодую поросль, развлекали князя
и дружинников сказками, легендами, песнями, служили советниками,
или военными экспертами. Бабушки обучали бытовым премудростям
молодых девочек, выступали в роли целительниц, повитух,
сказительниц.
С утверждением на Руси Христианства в наших многочисленных городах
появились юродивые и побирушки. Практически сразу же под личиной
нищенства на Руси стали совершаться преступления самыми массовыми
из которых были многочисленные виды мошенничества.
До воцарения Петра I центральная Россия была переполнена нищими
ватагами, лже-юродивыми и прочими шарлатанами не желавшими
зарабатывать честным трудом на кусок хлеба.
Побирушки бродили по городам собирая милостыню и примечая, какой
домишко с наступлением темноты можно ограбить. На рынках и у
церквей лже-калики просили денежку на восстановление погоревшего
храма, выкуп из басурманского плена русских людей и т.д.
Мнимые убогие, хворые и душевнобольные похищали детей, ампутировали
им конечности, ослепляли, вырывали языки и отправляли просить
милостыню.
Петр I с ранних лет, трудившийся во благо Отечества ненавидел
попрошаек. Впервые при его правлении беглых крестьян стали
возвращать их хозяевам. Вольных хлебопашцев пристраивали на
крестьянские работы, либо отправляли трудиться на царские заводы.
«Христарадцев» с физическими недугами или психическими
заболеваниями отправляли в монастыри, и богадельни.
С 1701 года нищих пойманных за попрошайничеством для острастки
наказывали батогами, а потом распределяли по монастырским
хозяйствам.
Несмотря на стальную волю царя реформатора, все его потуги победить
бродяжничество оказались тщетными.
В апреле 1834 года в целях борьбы с бедностью Николай I разрешил
крестьянам охоться в государственных лесах на любую дичь. Помимо
этого император выделил помещикам 30 000 000 руб., на закупку хлеба
для крепостных. Так Государь боролся с последствиями жесточайшего
голода охватившего регионы Центральной России и Малороссии в 1833
году.
В 1835-1838 годах по приказу царя в двух столицах создали «Комитеты
для разбора и презрения нищих» в задачу которых входила опека над
побирающимися, с постепенным искоренением нищенства в Российской
империи».
Однако как это часто бывает, чиновники достигли абсолютно
противоположного результата.
После отмены крепостного права в 1861 году страна получила
никогда невиданный доселе приток нищих. Крестьяне, которых помещики
освободили без земли и средств к существованию, разбрелись по
городам и весям. Спустя непродолжительное время слабые умерли от
голода, холода, болезней и пьянки, а сильные заматерев в «работе» с
кружкой для подаяний стали сбиваться в «профессиональные»
сообщества.
«Слепые» попрошайки на паперти смотрели во все глаза, чтобы не
пропустить солидного прихожанина, «безногие» по большим праздникам
рано утром не чувствуя ног наперегонки бежали в храм, чтобы успеть
занять «доходное» место.
В начале XX века в Санкт-Петербурге и Москве полиция ежемесячно
задерживала по 20 000 побирушек. Много это или мало оценить трудно,
одно можно сказать точно в Первопрестольной тогда проживало 1,8
млн. москвичей, а в имперской столице 1,3 млн. горожан.
К концу XIX века в России появились целые села и деревни, жившие за
счет профессионального попрошайничества в городах. В зимний период
отцы семейств, взяв маленьких детей, уходили нищенствовать. За
сезон эти мнимые калеки, вдовцы, душевнобольные и погорельцы
зарабатывали в разы больше честных крестьян тяжело трудившихся на
земле.
Элита побирушек «промышляла» возле самых «хлебных» церквей и
кладбищ. Свадьбы, похороны и большие православные праздники
отворяли кошельки прихожан подававших деньги за счастье
молодоженов, на помин души, или в надежде на искупление тяжких
грехов.
Только самые внимательные верующие рано или поздно примечали на
самых лакомых для сбора подаяния местах вечных погорельцев,
богомольцев и вдовцов.
Виртуозы из профессиональных нищих добивались встреч с
представителями императорской семьи, родовитыми дворянами, купцами
миллионщиками. На переговорах эти зубозаговариватели своими
душещипательными рассказами выуживали из богатеев сотни, а иногда и
тысячи рублей.
По данным полицейского департамента к началу XX века только
профессиональным нищенством в империи занималось 500 000 человек,
«любителей» и сезонных «калек» считать никто и не пытался.
В Москве и Питере не самый талантливый попрошайка собирал за месяц
60-80 рублей, в то время такие деньги получал не всякий
высококвалифицированный рабочий.
«ЧАСЫ ИСТОРИИ»