
Нищаем


В Телеграме не так давно прочитал определение, которое мне очень понравилось. Говорил какой-то бизнесмен-ритейлер, чуть ли не один из основателей «Пятерочки»; он как-то мельком, рассказывая об одной из торговых сетей, которые развивал, обмолвился: «Ну… это был такой магазин, торгующий килокалориями для народа».
Прекрасно! Очень точно, по-моему. Ведь действительно – есть продуктовые магазины, которые продают все-таки продукты, или даже ЕДУ… А есть – которые продают именно килокалории, чтобы, так сказать, «мотор не заглох». Самый яркий пример последнего был, конечно же, «Магнит» - в первоначальном, самом аутентичном варианте: с грязнотцой, с какими-то пустыми картонными коробками в углах торгового зала, грубо наваленными на полки всякими консервами, перемороженными до синевы куриными тушками – но реально дешево. Дешево и сердито – как положено.
Сейчас банк ВТБ, отжавший «Магнит» у Галицкого, с ним явно балуется, вбухивая в Магнит без счету деньги и наводя странноватый гламур на его все равно никуда не исчезнувшую изначально пролетарскую основу. Сейчас для меня воплощением «торговца килокалориями» стала «Лента», которой внезапно стало дико много в Москве. «Лента», что интересно, совсем никакая не дешевая – но суть у нее такая же хабалистая, она тоже торгует именно килокалориями.
Не скажу, что это однозначно плохо – безусловно, кому-то такое нравится: не только пролетариям и тоскующим по совку, но и, наверно, духовным аскетам, которые любят лозунг Остапа Бендера «Не делайте из еды культа!» Им в совковом антураже вольготно: накидал в тележку килокалорий – и идешь домой, не переставая ни на минуту думать о высоком…
Но я все ж по эстетской привычке предпочитаю те магазины, в которых торгуют едой. В них непременно есть какая-то индивидуальность и какой-то дух жизнелюбия, пусть нелепые, но потуги делать что-то авторское, своё, не представать конвейером. И вот что замечаю с каждым месяцем всё острей: торгующих едой становится всё меньше! Они переезжают, ужимаются, закрываются… Магниты-Ленты-Пятерочки обступают со всех сторон, а моя, к примеру, любимая сеть «Индейкин дом» усыхает. Полгода назад закрылся тот, что был у дома, сегодня, как выяснилось, закрылся другой магазинчик у метро.
Причина понятна – народ неуклонно нищает. Денег всё меньше, соответственно ни на какие изыски и полуфабрикаты не хватает: народ бежит брать синий окорочок, чтобы кинуть его дома, не размораживая, на сковородку, да навернуть потом с дешевыми макаронами. Килокалории рулят.
И это Москва. Скудеет Россия, скудеет. То ли еще будет.
|
</> |