Никольское Сиворицы. Церковь


27 августа 2024, https://yandex.ru/maps/-/CDHwN2P8

По спискам ОКН: "Церковь святителя Николая (руины) ... 1784 г., арх. И.Е. Старов. Памятник архитектуры федерального значения." При этом даётся ссылка на Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960. Однако, переходя по ней, мы находим тот документ уже "с изменениями на 14 февраля 2009 года", и в селе Никольском значится памятником только "Усадебный дом Демидова «Сиворицы, XVIII» в., арх. И.Е.Старов". Похоже, церковь успели снять с госохраны.

Хотя, если бы и не сняли, что-то изменилось бы? Мне интереснее другое. Откуда они выкопали авторство И.Е.Старова, о коем и там и сям твердят нынешние инет-справочники, не указывая хоть сколь-нибудь серьёзных источнников?

Разве только в википедии можно встретить ссылку на ИССоСПб епархии (1884), но по той ссылке мы найдём (стр. 420) лишь всеми принятый год постройки (1784), а о Старове там нет ни слова:


Забавно, что два других дореволюционных источника только морочат головы доверчивых читателей. В "Памятной книге по СПб епархии" (1899 г., стр. 349) находим:


А "Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси" (1909 г., стр. 126) старательно всё это переписали:


"1874" - обычный ляп с перестановкой циферок. П.Г. Демидов в том году давно уж покоился в могиле, а его непутёвые обедневшие потомки распродавали дедово наследство и этим селом уже не владели. Ещё до 1868 года хозяином села Сиворицы стал некий статский советник К.К. Виддеръ:

[Материалы по статистике народного хозяйства в СПб губернии. Вып. 12, 1891 г., стр. 38]

Однако, вернёмся к авторству Старова. В буклете, изданном гатчинской МЦРБ им. А.С. Пушкина, сказано:


и судя по тексту кажется, что единственной основой того "предположения" является следующее:


На temples.ru идут ещё дальше, заявляя, что церковь строилась "как усадебная"(?!), а на странице со списком старовских храмов дают ссылку на 2-е издание (1997) известной книги Д.А.Кючарианц. Врать не буду, видел только 1-е издание (1982), где усадьбе Сиворицы уделено не мало страниц, но церковь не упоминается вообще. Т.е. она для автора не является ни произведением Старова, ни частью усадебного комплекса (та же картина и в её Пригородах Ленинграда 1985 года).

А в упомянутой монографии о Старове можно прочесть и такое:


Выходит, по мнению Джульетты Артуровны, на которую ссылаются, во время постройки церкви (1784) Старов в Сиворицах как бы уже и не работал (если только во 2-м издании она не переписала всё до наоборот?...)

В книге Гоголицыных (1987) храм Николы тоже отсутствует не только в составе усадьбы, но и вообще в перечне памятников Гатчинского района:


Ю.М. Пирютько упоминает и усадьбу, и церковь, но упоминает их как два отдельных самостоятельных объекта, а про авторство Старова говорит лишь применительно к усадьбе [Гатчина. Художественные памятники Гатчины и Гатчинского района. 1974, стр. 106-108]

Нынешнее "село Никольское" включает в себя и территорию усадьбы Сиворицы (https://yandex.ru/maps/-/CHbcMRmZ), однако, когда-то их считали двумя разными населёнными пунктами:

[Санктпетербургская губерния. 1864]

И распродавалась сия недвижимость промотавшимися Демидовыми тоже отдельно. О переходе села к Виддеру уже говорилось выше, усадьба же досталась К.И.Шпигелю:

[Материалы по статистике народного хозяйства в СПб губернии. Вып. 12, 1891 г., стр. 2]

Судьба памятника в счастливые годы совковии тоже излагается по-разному. Благочинный сайт гласит: "Церковь действовала до 1937 года. В 1940 году она была закрыта." (что дословно переписали у них sobory.ru). Зато Гатчинская библиотека сообщает:


На temples.ru пишут: "Закрыта в 1940 ... купол рухнул в 1990-х." Однако, на фотках, датируемых 1942 годом, я никакого купола уже разглядеть не могу:

Может смотрю как-то не правильно?

В Музее Академии художеств имеется "Обмер церкви Николая Чудотворца в селе Сиворицы Царскосельского уезда", подписанный помощником епархиального архитектора Н.Ивановым:

Епархиальным архитектором в те годы был всем известный А.П.Аплаксин, а кто был его "помощникъ"? В справочнике Б.М.Кирикова нашёл я двоих Ивановых с именем на букву "Н". Кажется, нам подошёл бы один из них, коего назвыают "техником", а главное, автором дюжины питерских домов с весьма подходящими для нашего случая датами:

[Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. 1996. стр. 143]
Остаётся вспомнить деревянную церковь, появившуюся в Сиворицах гораздо раньше этой каменной. Sobory.ru, благочинный сайт и википедия дружно и дословно повторяют: "...первая, деревянная церковь во имя св. Николая (1719 год), выстроенная Апраксиными, была обращена в часовню. По имени этого святого посёлок получил своё современное название Никольское. "

Название села по имени храма - дело обычное, но где они раскопали этот "1719 год", не понять, ибо первые ссылаются на вторых, вторые - ни на кого, а третьи - на ИССоСПб епархии (1884), где такого года просто нет:


На карте 1890 года к югу от церкви действительно обозначена часовня, только вот расстояние до неё никак не "200 саж.", а раза в полтора больше. А на temples.ru "1719" таки вообще висит на странице каменной церкви, как "дата основания", хотя она явно строилась не на месте и не вместо деревянной, это два разных здания, много лет стоявших по сосеству.

В своё время К.М.Бороздин опубликовал завещание Ф.М.Апраксина, коего считают строителем деревянной церкви. Барин был богатый и перечисление движимого и недвижимого заняло аж 14 страниц. Выделим, что нас касается:




[Опыт исторического родословия дворян и графов Апраксиных. 1841. стр. 43—56]

Из чего следует, что в 1728 году деревянная церковь уже была, а более ранней даты я пока не вижу (разве кто подскажет ...). Когда, куда и как сгинул сей памятник - тоже не ясно.

А народ приспособил себе для молений чью-то избу:

|
</> |