Нижний Новгород. Часть I
architectstyle — 24.07.2023 Теги: УспенскийПоездка 2020 года на два дня. В первый день к вечеру мы посетили Вознесенский Печерский мужской монастырь.
Вид на монастырь с поворота дороги.
Сама монастырская жизнь Вознесенского для нас осталась загадкой. Это такая тишина и покой, после многочасовой дороги из Москвы, о которых можно только мечтать. Ну, что же, мечты иногда сбываются.
Святые Врата
Умиротворённость здешних мест обусловлена ещё тем, что монастырь очень удачно расположен, замкнутый между рекой и горой. А началом основания обители считаются 1328-1330 года. Только находился он чуть ниже по реке, на берегу Волги, «в полугоре». Но в 1597 году, в третьем часу ночи монастырь был разрушен обвалом горы. Склон над монастырём был признан оползне-опасным, поэтому в том же 1597 году весь ансамбль был перенесён на версту вверх по течению Волги.
В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.
Пока идёшь по аллее вдоль внутренней ограды, внимание привлекает цветная майолика, её небесный ультрамарин и сказочные узоры небывалых цветов, птиц и другие орнаменты. Позже мы увидим повторение сюжетов с Херувимами, а также цветовой гаммой во внутреннем убранстве Успенской церкви монастырского ансамбля.
Да, перед тем как мы пройдём мимо надвратной Евфимиевской церкви (1645 г.) во внутренний двор, хочу сказать, что в монастыре в 2018 году открылась, недавно созданная здесь, парковая аллея императоров Дома Романовых.
Отсюда мы узнали, что кованая ограда аллеи выполнена в Нижнем Новгороде. За образец были взяты врата теремного дворца царя Алексея Михайловича в Московском кремле. Столбы ограды опять же украшены изразцами, изготовленными в Суздале на фабрике «Дымов керамика» и повторяющими изразец XVII века с изображением двуглавого орла.
Романовская аллея стала первой из трех аллей будущего исторического парка на территории обители. Соседняя с Романовской аллея посвящена династии Рюриковичей, а третья, примыкающая к склону, будет посвящена русским Патриархам.
Аллея в Печерском монастыре пополнилась бюстами работы заслуженного художника РФ Александра Аполлонова. А нижегородский скульптор Александр Горшков изготовил бюсты царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, правительницы Софьи Алексеевны, царя Ивана Алексеевича, императрицы Екатерины I, императоров Петра II и Петра III.
Со временем вместо туи вдоль аллеи хотят высадить большие липы, кроны которых создадут над ней естественный шатер.
Нам показалось необычным создание исторического парка при монастыре, поэтому решила обратить на него особое внимание. Хотя оказалось, что это не первый опыт устройства подобных аллей. Пример тому аллея в Николо-Берлюковском мужском монастыре.
А мы проходим во внутренний двор монастыря и оказываемся перед Вознесенским собором с колокольней.
Интересно то, что возведение храма было начато в 1631 году в обход запретам на строительство. Несколько раз подавалось прошение, но разрешения приступать к работам не последовало из-за многочисленности уже начатых государственных строительств. Несмотря ни на что в Печерском монастыре все же было начато возведение храма каменщиками Костромского Ипатьевского монастыря во главе с Федором Опариным. Но в 1632 году их забрали на работы в Москву. Власти Печерского монастыря стали создавать свою строительную артель, которую возглавили Ефрем Босой и старец Изосима. Строительство и отделка собора продолжалась до 1640 года.
И мы видим четырехстолпный на высоком подцерковье собор. Он пятиглавый, но главы разного диаметра (западная пара изначально освещала приделы на хорах, потому выполнена большей по размерам). Трапезная часть имеет габариты 14,5 х 8,2 м, в стенах ее устроены глиняные голосники. О глиняных голосниках нам в этом году как раз рассказал инок Перынского Рождества Богородицы скита. Для лучшей церковной акустики в толстые стены здания вмуровывались по всему периметру огромные глиняные горшки. Эти полости в стенах дают особое звучание даже слабому голосу.
Внутреннее убранство церкви
Интерьеры собора были расписаны фресками, иконы, в том числе местная святыня — Богоматерь Печерская XIV века, были богато украшены жемчугом, золотыми и серебряными окладами. Иконостас с херувимами для него резал нижегородский мастер XVII века Милетий Иванов.
Успенская церковь с трапезной
Газон
Некрополь
Захоронения на территории Печерского Вознесенского монастыря появились с момента его основания. По началу, погребения производились возле алтаря Вознесенского собора, а в последствии и около Успенской церкви.
В советское время, после закрытия монастыря, судьба кладбища сложилась трагически. В мае месяце 1927 года, сотрудники историко-бытового музея произвели осмотр старинных надгробий «в целях сохранения от разрушения со стороны хулиганов» и передачи выявленных вновь памятников музею. Было отобрано шесть надгробий, среди которых обломки разрушенного надгробного памятника князя П.С.Трубецкого, отца декабриста. Всего же музеем на монастырском кладбище было зарегистрировано 42 могилы, связанные с нижегородскими и общественными личностями. В марте 1931 года директор музея С.Ситников добивается разрешения крайисполкома на продажу в металлолом крестов с монастырского кладбища ибо, согласно договору, трест «Металлом» принимал к утилизации незарегистрированные металлические памятники, кресты, ограды и новые постройки на закрытом кладбище.
До наших дней сохранились лишь жалкие остатки этого древнего нижегородского некрополя. По рассказам людей, которые квартировали в Печерском монастыре, при строительстве различных современных построек находили большое количество склепов, которые безжалостно уничтожались, кости же погребённых в нём людей валялись разбросанными по всей территории.
В 2000-году по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Нижегородского и Арзамасского сохранившиеся надгробные памятники, которые были разбросаны по территории Печерского монастыря, были собраны и установлены напротив алтаря Вознесенского Собора.
Крытая галерея переход между Успенской церковью и Вознесенским собором.
Строительство Успенской церкви с трапезной палатой было начато по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и по указу царя Алексея Михайловича весной 1645 года. Строили Успенскую церковь монастырские каменщики, под руководством знаменитого царского зодчего — Антипы Возоулина. Большемерный кирпич для храма доставляли на судах по Волге из Балахны.
Всё строение, как и Вознесенский собор, имеет высокий подклет, где были устроены кухня и хлебня. Дымовые межэтажные каналы печей обогревали пол палаты, дополнительно были поставлены три изразцовых печи. Четырехстолпная обширная трапезная возводилась не только для иноков, коих в то время было 97, но и для гостей. Система девяти крестовых сводов с распалубками над оконными и дверными проемами создает редкий рисунок просторного интерьера.
В 1830 и 1833 годах в трапезной устроили два придела, а в 1857 году в подклетье — церковь «для погребения и поминовения усопших братии обители, почему и назвали Усыпальницею».
В Советское время Успенская церковь была закрыта, и её помещения использовались для размещения различных учреждений и организаций. В результате эксплуатации храм подвергся разного рода разрушениям, полностью были уничтожены интерьеры церкви.
В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». В ходе 4-дневного визита на Нижегородскую землю патриарх Кирилл несколько раз посещал монастырь. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года патриарх Кирилл передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.
Когда мы вошли в помещение церкви, то просто обомлели. Интерьеры сегодня. И никого...
Под потолочными сводами, вокруг тускло мерцающих плафонов, казалось, движутся тени, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Всё пыталась вспомнить названия птиц Алконост, Сирин, Гамаюн из древнерусских легенд. Потом вспомнила, ну конечно, слышала о них в:
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно- да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
И эти четыре строчки Высоцкого передают то, о чём я всё силюсь, и всё не могу высказать словами.
День был солнечный, но в четыре часа солнце уже решило спуститься с горы к краю реки. Мы удивились этому факту, потому что в Москве нам казалось, что световой день в сентябре длится несколько дольше. Ну, удивились, и пошли не спеша в центр города.
То, что мы увидели, нас огорчило чрезвычайно. Я мечтала пройтись пешком по этой улице ещё с первой поездки в Нижний. Тогда нас провезли здесь на автобусе, и я обратила внимание, как славно ютятся купеческие домики друг к другу, и возле каждой небольшой группы есть церковь. Экскурсовод на наш восторженный взгляд, опережая вопросы, сказала: «Да, умели на Руси купцы и грешить, и грехи замаливать. Так что денег на постройку храмов не жалели». Но в тот год мы так неудачно стояли в Нижнем, с восьми вечера до восьми утра следующего дня, что на купеческую улицу вернуться не успели. И вот через много, много лет мы здесь.
Как это грустно для нас, как это бездумно и глупо со стороны градоначальства: ломать исторический центр, который привлекает потоки туристов, ради сиюминутной выгоды единожды продать дорогое жильё в новостройке. Я уж не говорю о том, что для Нижнего потеря этой улицы равна потере лица. Возле этих домов мы крутились не одни. Группы туристов стекались сюда, чтобы успеть запечатлеть эту агонию.
Всё это была Большая Печерская улица.
А мы, ещё покрутившись по разным дворам, вышли к храму иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.
Больничная церковь 1892-1896 гг. постройки. Нарядная, убранство фасадов стилизовалось под древнерусскую архитектуру. И солнечная. Это чувствовалось даже в сумерках.
А мы завернули по направлению к набережной.
Родовое гнездо династии Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной.
Удивительно красивая усадьба 1877 года. Её владельцем был известный купец — сын нижегородского магната Сергей Рукавишников. Он-то и задумал на месте двухэтажного дома с мезонином выстроить усадьбу всем на диво. А уже сын Сергея, поэт и прозаик серебряного века Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» так опишет эту задумку: «И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат… И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет».
Дом действительно обошелся хозяину почти в миллион, в то время как на строительство здания городской управы на улице Большая Покровская ушло 260 тысяч.
Владелец будущего особняка выбрал архитектором Петра Бойцова. Несмотря на возведение настоящего дворца, прежнее сооружение решили оставить и сделать частью нового. Старая тетка владельца наотрез отказалась переезжать в другое место. Здание не тронули, но даме пришлось смириться с постоянным шумом строительных работ.
Дворец строился в модном тогда стиле эклектики. Архитектор использовал элементы разных исторических стилей и соединил их в одном произведении. Нынешнее здание отличается от других обилием различных декоративных элементов на фасаде. Дворец украшают скульптуры атлантов, кариатид и ангелочков-путти. Периметр первого этажа декорирован тщательно прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крыша украшена балясинами и пилястрами.
В советское время усадьба Рукавишниковых была национализирована.
Сейчас она является Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.
Потом мы прошли по набережной до Кремля, любуясь закатом.
Остановились у памятника Валерию Чкалову, который был открыт 15 декабря 1940 года, в день второй годовщины его гибели. Автором скульптуры стал друг В.П. Чкалова И.А. Менделевич, с которым они вместе выбрали это место для памятника А.М. Горькому.
На поверхности пьедестала нанесены контуры карты Северного полушария с указанием маршрутов перелетов героического экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку.
Тут же можно было спуститься по знаменитой чкаловской лестнице к Нижней набережной, но нам хотелось получше её рассмотреть, и поэтому оставили лестницу до утра, а спустились к набережной через территорию Кремля.
Вечерний вид Кремля опять вызвал приступ ностальгии по тем временам, когда мы здесь гуляли с сыном, и сами ещё молодые. И было уже поздно, и нас чуть не заперли на территории на ночь.
Последние снимки этого длинного дня. Собор Архангела Михаила
Древнейший каменный храм Нижнего Новгорода. Деревянный храм на этом месте стоял со времён основания города, был построен в 1227 году. Каменный возведён в 1631 году и посвящён Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года.
В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина.
А завтра будет завтра.
|
</> |