Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XX. Соловки. Архитектурный

топ 100 блогов architectstyle19.07.2023

Итак, по аналогии с Валаамом, пришла пора рассказать о монастыре с архитектурной и административной точки зрения. Для начала приведу схему расположения объектов монастыря на Соловках, чтобы было понятно что где находится.

 Схема скитов Соловецкого монастыря.
Схема скитов Соловецкого монастыря.

И схему Соловецкого Кремля с той же целью.

Схема Соловецкого Кремля.
Схема Соловецкого Кремля.

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова и носит полуофициальное название Соловецкий Кремль. С него и начнём.

Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 м, толщина — от 4 до 6 м) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—1594 годах зодчим Трифоном (см. схему). Стены сооружены из огромных камней размером до 5 м, их протяжённость 1084 м. В монастыре находились 24 каменных корпуса, кроме того, поблизости находились каменные часовни, водяная мельница, а в 1777 году была построена колокольня высотой 42,6 м. К первой половине XIX столетия были построены шесть церквей и четыре часовни, в том числе трёхглавый Успенский собор с огромной трапезной (475 м²) и келарской палатами, а также двухстолпный пятиглавый Преображенский собор на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра.

Кремль с высоты птичьего полёта.
Кремль с высоты птичьего полёта.
Крепость и соборы.
Крепость и соборы.

Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря — один из наиболее грандиозных и своеобразных древнерусских архитектурных ансамблей. Он грандиозен, он потрясает, он уникален. При этом Соловецкий Кремль на удивление цельный по архитектурному замыслу и стилистике, а так же идеально вписан в окружающий пейзаж. Это Русский Север, воплощённый в камне.

Соловецкий монастырь расположился на узком перешейке между бухтой Благополучия и Святым озером и занимает территорию около 3,5 га. Архитектурный ансамбль формировался 500 лет, начиная с середины XV века. Еще во время возведения деревянных зданий определились главные посвящения храмов и последовательность их расположения. В камне строить начали в середине XVI века во времена игумена Филиппа Колычева.

Первые каменные постройки монастыря, комплекс Успенской церкви с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557 гг.) — замечательный образец новгородских традиций в древнерусской архитектуре. Одностолпная Трапезная палата, крупнейшая монастырская трапезная в России, просто подавляет своей монументальностью.

Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.), главный храм обители, также был построен при игумене Филиппе. Монументальное трёхъярусное сооружение стало доминантой центрального комплекса Соловецкого монастыря. Сочетая черты новгородской и московской архитектурных традиций: и шатер, и многопридельность, и двухстолпие. Композиция этого памятника не имеет аналогов в архитектуре того времени. Разве что лондонский Тауэр...

В начале XVII в. была построена каменная галерея, объединившая основные постройки центрального храмового комплекса и обеспечившая единство архитектурно-пространственного решения всего ансамбля.

Построенные в позднейшие века колокольня (1777 г.), Никольская церковь с Ризницей (1831-1834 гг.) и Троицкий собор (1859 г.) воздвигнуты на месте более древних предшественников, но прекрасно вписались в архитектурный ансамбль, не нарушив его единства.

Храмовый комплекс, безусловно, центр обители. Пространственный, символический, композиционный. Остальные постройки расположены концентрично, кельи монахов и хозяйственные корпуса обращены к храмам. Первоначально кельи были деревянными, каменная застройка по периметру появилась в XVI-XVII веках и в последующие столетия существенно изменила свой облик.

Храмы, не вошедшие в состав центрального храмового комплекса, но органично вписанные каре монастыря, стали акцентными точками архитектурного ансамбля. Это Благовещенская (1596-1601 гг.), Филипповская (1798-1799 гг.) церкви, а также церковь «Утоли моя печали» (1906 г.). Разные по высоте и объему, эти храмы придают архитектурной композиции монастыря особую живописность, усиливая образ Небесного Иерусалима, которому подражали все русские монастыри.

С юга и севера к центральному храмовому комплексу примыкают хозяйственные дворики. В Южном дворике сохранился комплекс сооружений, связанных с мельничным делом. Каменная водяная мельница XVII века, построенные на месте деревянных, являются замечательным образецом древнерусской промышленной архитектуры. Богато декорированные, что необычно для аскетичных Соловков, они своей нарядностью оживляют ансамбль. Живописная арочная галерея соединяет мельницу с Сушилом, древнейшей хозяйственной постройкой монастыря, воздвигнутой в XVI в.

Северный дворик изначально был ремесленным центром обители. Здесь сохранились здания Рухлядной (конец XVI в.), Портной (1642 г.) и Иконописной (1615 г.) палат, а также корпус Кожевенного склада (1619 г.). В последующие столетия эти здания перестраивались и меняли свое назначение.

Итак, пойдём по списку.

1. Собор Преображения Господня — деревянный с 1438 года, каменный c 1558—1566 годов. Зодчие Игнатий Салка и Столыпа.

Строительство каменного собора началось после завершения строительства Успенской церкви, в 1558 году. Это было грандиозное мероприятие — игумен Филипп задумал собор, по масштабам и великолепием отвечающий значению монастыря, а своим архитектурным совершенством не уступал бы самым знаменитым храмам Руси.

6 августа 1566 года Преображенский собор был освящен.

Внешний вид собора в настоящее время значительно отличается от его первоначального облика. Планировка храма необычна. Он имеет три этажа. В основании - обширный подклет, над ним основное помещение собора, далее - третий ярус - чердак.

Подклет состоял из ряда небольших прямоугольных помещений с прочными сводами, которые освещались небольшими окнами в арочных нишах. Он был предназначен для хозяйственных помещений, здесь располагались кладовые для хранения ценностей монастыря, казны, оружия. Над подклетом размещался непосредственно храм. Два мощных столба поддерживали крестовые своды и барабан купола. С северной и западной сторон собор окружала светлая галерея. Третий ярус - чердачный этаж, здесь по углам были расположены четыре придела, объединенные арочными галереями. В верхних приделах размещались четыре часовни, посвященные 70-ти апостолам (в северо-восточном углу) и 12-ти апостолам (в юго-восточном), греческим святым - небесным покровителям сыновей Ивана Грозного Ивана и Федора, Федору Стратилату (в юго-западном) и Иоанну Лествичнику (в северо-западном).

Преображенский собор увенчан пятью главами: одной большой, центральной, и четырьмя меньшими, помещенными на башни и венчающими углы здания, что делает его похожим на крепость, точнее, на лондонский Тауэр Все главки покрыты лемехом.

Удивительна организация внутреннего интерьера Преображенского собора. Площадь внутреннего помещения Преображенского собора составляет около 415 квадратных метров. Помещение собора по своей форме прямоугольное, несколько расширяющееся к востоку. Кроме того, Преображенский собор является двустолпным, это редчайшее явление, как правило, древнерусские храмы бывали чаще всего четырехстолпными или шестистолпными. В центре Преображенского храма располагаются две массивные колонны, поддерживающие своды. Вместо второй пары столбов служит алтарная преграда, которая представляет собой основную восточную стену здания и обеспечивает поддержку иконостаса и к которой снаружи примыкает алтарная пристройка.

Собор Преображения Господня
Собор Преображения Господня
Справа налево: Собор Преображения Господня, Собор Успения Богородицы, Колокольня.
Справа налево: Собор Преображения Господня, Собор Успения Богородицы, Колокольня.
Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XX. Соловки. Архитектурный
Интерьер Спасо-Преображенского собора.
Интерьер Спасо-Преображенского собора.
Ещё
Ещё
И ещё.
И ещё.

2. Собор Успения Богородицы — каменный с 1552—1557 годов. Зодчие Игнатий Салка и Столыпа.

Успенский собор с трапезной палатой, располагается в северной части монастырского комплекса, и является самым ранним зданием в комплексе. Возведены в 1552-1557 гг по инициативе игумен Филиппа. Состоит Успенский собор из большой трапезной и двухэтажной кубической формы церкви и келарской палаты. Этот тип сооружения, архитектурно объединяющих три сооружения, был широко распространен в монастырском строительстве на Руси.

Здания были построены на высоком подклете, который использовался под хозяйственные помещения, здесь располагались хлебная и просфорная пекарня, а также хлебная и квасная.

Сама Успенская церковь представляет собой простой в оформлении небольшой храм для повседневных богослужений, приспособленный для богослужений в зимнее время. Украшают и выделяют из общего объема Успенскую церковь главы, расположенные не как обычно в два ряда, а в одну линию: две меньшие главки, тесно подступая к центральной, как бы подкрепляют, усиливают ее.

Келарская палата примыкает к Успенской церкви с северо-восточной стороны и представляет собой небольшое прямоугольное помещение со сводчатыми потолками, опирающимися на одну колонну в центре в виде восьмигранного столба.

Церковь Успения Богородицы. Вид с галереи
Церковь Успения Богородицы. Вид с галереи
Вид получше.
Вид получше.
Интерьеры Трапезной палаты.
Интерьеры Трапезной палаты.
Угла объектива не хватило, чтобы поймать в кадр её всю.
Угла объектива не хватило, чтобы поймать в кадр её всю.
А так Трапезная выглядела в XIX веке.
А так Трапезная выглядела в XIX веке.
Крыльцо галереи.
Крыльцо галереи.
Сама галерея.
Сама галерея.
Ещё немного галереи.
Ещё немного галереи.
Панорама главных соловецких соборов и объединяющей их галереи. Не моя — я так не умею.
Панорама главных соловецких соборов и объединяющей их галереи. Не моя — я так не умею.

3. Церковь Николая Чудотворца — сначала деревянная, каменная возведена около 1590 года. Никольская пятиглавая церковь расположилась к северу от ещё одного украшения архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря - Спасо-Преображенского собора. Ей предшествовала, возведённая в 1584 году, одноглавая церковь. К началу XIX века Никольский храм обветшал, и уже в 1831-1834 годах был возведён новый, в 1880—1884 годах. В нижнем ярусе располагались хозяйственные помещения, на втором ярусе находилась ризница Соловецкого монастыря, иными словами – сокровищница, ну, а уже на третьем – сама Никольская церковь.

Архитектор неизвестен.

Церковь Николая Чудотворца и колокольня
Церковь Николая Чудотворца и колокольня

4. Церковь Благовещения Богородицы — заложена в 1596—1601 годах. В 1745 году восстанавливалась после пожара. Зодчий Трифон Кологривов.

Небольшой одноглавый храм построен над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Его зодчий – Трифон Кологривов. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера – деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием.
Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали.
В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены.
Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями.

Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись.
Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее обновление перед закрытием обители.

Церковь Благовещения Богородицы (надвратная).
Церковь Благовещения Богородицы (надвратная).
Интерьер Благовещенской церкви
Интерьер Благовещенской церкви
Детали интерьера.
Детали интерьера.

5. Церковь митрополита Филиппа — построена в 1687 году, потом перестроена в 1798 году. Архитектор неизвестен.

Двухъярусный храм во имя святителя Филиппа был построен в 1687 году и полностью перестроен 1798-1799 годах. В 1859 году в восьмёрике церкви устроили придел, освящённый в честь иконы Божией Матери «Знамение». Была больничной церковью.

Церковь святителя Филиппа была расписана в 1829 году. Во время пожара 1932 года она пострадала в пожаре, тогда восьмёрик разобрали из-за серьёзных повреждений. Здание восстанавливали с середины 1990-х годов усилиями музея и монастыря.

Церковь митрополита Филиппа.
Церковь митрополита Филиппа.
Она же в
Она же в "лягушачей перспективе".

6. Церковь Онуфрия Великого — деревянная с 1666 года, построена на кладбище. Перестроена в камне в 1886 году и разрушена в 1930-е.

7. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор — возведён в 1858 году. Архитектор А.П. Шахларев.

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружен в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева и освящен в 1866 году. Он стал последней крупномасштабной постройкой монастыря. Собор возник в результате неоднократной перестройки Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора. Здание возведено над проездной аркой. Венчает его массивная глава на барабане. Четырьмя столпами храм разделен на три нефа. Главный алтарь, находящийся в центральном нефе храма, посвящен Пресвятой Троице. По сторонам от него находились два придела: северный был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный - в честь преподобных Зосимы и Савватия. Стен между престольным храмом и приделами не было. Иконостасы составляли единое целое и заполняли всю восточную стену собора. В южном приделе стояли раки с мощами преподобных Зосимы и Савватия. Здесь, с молебном у мощей основателей обители, братия начинала каждый новый день, сюда стремились многочисленные паломники.

В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны.

Троицкий Зосимо-Савватиевский собор.
Троицкий Зосимо-Савватиевский собор.
Интерьер собора
Интерьер собора

8. Церковь преподобного Германа — церковь возведена к 1860 году на месте каменной часовни 1753 года преподобного Германа. Архитектор неизвестен.

Церковь преподобного Германа
Церковь преподобного Германа

9. Казначейский корпус — построен в XVII веке. Архитектор традиционно неизвестен. Свое название получил от, хранившейся в нем, «железной казны» – запасов железа, использовавшегося в монастырских кузницах, а также, готовых железных изделий.

Казначейский корпус.
Казначейский корпус.

10. Настоятельский корпус — построен в 1590-1595 годы. Архитектор неизвестен. В XIX веке надстроен.

11. Благовещенский корпус — построен в XVI веке. Первоначально был двухэтажным, в нём размещались гостиничные кельи. Центральная часть Благовещенского корпуса была крыта трёхъярусной щипцовой кровлей, а южная и северная части – двускатной тесовой кровлей. Для входа на второй ярус была устроена деревянная лестница. Позже корпус был переделан, после переделки изменились фасад и фронтоны здания, окна были смещены, деревянная лестница и крыльцо во втором ярусе уничтожены, входные двери первого яруса заложены кирпичом.

Обратите внимание на красные «узоры» по фасаду — это следы примыкания деревянных переходных галерей.

Благовещенский корпусслева от церкви, Настоятельский — справа.
Благовещенский корпусслева от церкви, Настоятельский — справа.

12. Святительский корпус — датируется XVII - XVIII в., дошел до нас в перестройках XIX века, частично восстановлен в древних формах (Рис. 1). Рис. 1 – Северный и южный фасады Святительского корпуса с восстановленной на XVII в. северо-западной частью здания. Здание образует часть южного ряда внутреннего периметра застройки монастыря, названного в документах XVII века «мельничным порядком».

Святительский корпус с отметками попаданий английских ядер.
Святительский корпус с отметками попаданий английских ядер.

13. Новобратский корпус — построен в XIX веке. Архитектор традиционно неизвестен. Как и все корпуса, не отягощён архитектурными излишествами.

Новобратский корпус.
Новобратский корпус.

14. Наместнический корпус и Рухлядная палата.

Первый построен в начале XIX века, вторая — в начале XVIII. Архитектор, что традиционно для Соловков, неизвестен. Фасады, что тоже традиционно, строгие с минимумом декора. Да и вообще здания строго функциональны, что не мешает им поддерживать общую гармонию ансамбля.

Наместнический корпус.
Наместнический корпус.
Наместнический корпус и Рухлядная палата (с часами).
Наместнический корпус и Рухлядная палата (с часами).

15. Прачечный корпус.

Прачечный корпус расположен вдоль юго-восточного прясла** крепостной стены. Корпус состоит из трёх частей, построенных в разное время. Северная часть корпуса была построена в конце XVII века, первоначально она была одноэтажной. Центральная часть здания построена в XVIII веке, а южная пристройка – в XIX веке. В корпусе размещались прачечная, сушильня и кельи послушников.

Прачечный корпус. Не лучшая фотография, но чем богаты.Прачечный корпус. Не лучшая фотография, но чем богаты.
Прачечный корпус. Не лучшая фотография, но чем богаты.Прачечный корпус. Не лучшая фотография, но чем богаты.

16. Мельница и Братская баня — построены, предположительно, в 1601 году. Здание двухъярусное прямоугольное в плане, крытое двухскатной кровлей. К его северному фасаду в начале ХХ века была пристроена «портомойня». С юго-восточной стороны к мельнице примыкает галерея, построенная в XVII веке и соединившая мельницу с Сушилом, где монахи сушили зерно.

В отделке фасадов мельницы использовано более десяти видов декоративного тесаного кирпича. Вытесанные вручную полукруги, ромбы, бусины, валики, рамки, различные тяги, четырехступенчатый городок, подкрашенныекрасной краской – удивительно нарядно для Соловков.

Соловецкая мельница являлась передовым технологическим устройством. Еще при игумене Филиппе были придуманы механизмы, позволяющие без участия людей засыпать рожь в Сушило, подавать его на мельницу и механически веять муку и отруби. Мельничное производство никогда не было исключительно мукомольным. Здесь были также установлены и другие механизмы, приводимые в действие энергией падающей воды – толчеи для коры и мела. В 1828 году к прежнему набору машин добавились крупорушка, точильное колесо, сукновалка и помпа для нагнетания воды в баню. Таким образом с первой половины XIX века мельница представляла собой целый производственный комплекс.

Мельница (по центру), Братская баня(слева) и Портомойня (справа) .
Мельница (по центру), Братская баня(слева) и Портомойня (справа) .

17. Сушило — здание построено одновременно со стенами. Предназначалось для хранения монастырских запасов зерна и муки. В плане оно почти квадратное и, как и соседняя башня, разделено на четыре яруса. Второй и третий ярусы заняты обширными кладовыми палатами, своды которых опираются на мощные квадратные центральные столбы. Над ними, в четвертом ярусе вдоль внешних стен здания идет боевой ход с амбразурами. Примыкая к Белой башне и выступая за линию стен, здание сушила должно было выполнять военную функцию, как флик из узлов обороны соловецкой крепости. Таким образом, необычное размещение этого здания вполне объясняется военной целесообразностью: это было дополнительное укрепление в южном углу Кремля. Но именно через него стрельцы проникли внутрь монастыря.

Сушило.
Сушило.
Внутри сушила. Там сейчас музейная экспозиция.
Внутри сушила. Там сейчас музейная экспозиция.

18. Часовня Константина и Елены — каменная часовня построена в 1840 году в память посещения монастыря великим князем Константином Николаевичем.

Часовня Константина и Елены
Часовня Константина и Елены

19. Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи (Т

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Всем кто праздн ...
Ив Роше, крупный французский промышленник, основатель косметической корпорации ...
Оригинал взят у коллеги safaniuk в Новый бронеавтомобиль от МЗКТ Очень быстро сегодня мимо меня промчалась очередная новинка от Минского завода колесных тягачей. Некоторые  его очертания выдают бронеавтомобиль ЛИС, однако передняя часть чем-то мне напомнила украин ...
Не успели ученики выйти в офлайн, как на них свалились бессмысленные проверочные работы, которые могут стать обязательными. Школы отучились первые недели очно. Многие рассчитывали на то, что прошлогодний опыт дистанта внесет свои коррективы в школьную повседневность — и что ...