Псков. Гремячая гора
architectstyle — 11.07.2023В одном из самых живописных уголков древнего Пскова, там, где река Пскова огибает Лапину горку, на высоком и крутом берегу стоит полуразрушенная башня. Некогда, величественная и грозная, она входила в систему оборонительных сооружений Окольного города. Поначалу башня называлась Космодемьянской — по имени существовавшего здесь Косьмодамианского монастыря, от которого на горе сохранилась каменная церковь 1540 г. А рядом, над Гремяческими воротами, высилась Гремячая башня. Но башня над Гремяческими воротами была разрушена, а ее название перешло на соседнюю Космодемьянскую башню, да так за ней и осталось.
Гремячая (Космодемьянская) - пожалуй, единственная башня в городе, о которой известна точная дата ее возведения. В Псковской летописи читаем: «В лето 7033 (1525 год) повеле князь великий Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекой на кручи, и того лета сделаша тайник».
Гремячая башня имела каменный подземный «подлаз» — каменный коридор, спускающийся от башни к реке Пскове, и при осаде мог использоваться для обеспечения защитников города водой. Напротив Гремячей башни, на левом берегу Псковы, стояла Никольская башня XVI века. В крепостной стене между Гремячей и Никольской башнями имелись проёмы водобежных ворот, через которые текла Пскова — т. н. Верхние решётки. Ворота заграждались опускными деревянными, впоследствии железными решетками, преграждавшими доступ в крепость по реке.
И уж никак не может быть, чтобы такая древность, да без таинственных и загадочных историй. Разные легенды связаны с высокой и прекрасной Гремячей башней. Рассказывали, что хранится в тайниках башни клад, который укрыли древние псковичи тут, опасаясь нашествия врагов.
А есть история о красавице-девице, которая спит волшебным сном, облаченная в роскошный наряд и окруженная несметными богатствами. Разбудить ее может только человек со смелым сердцем и чистыми помыслами. 12 дней и ночей должен он провести в подземелье, рядом со спящей красавицей, выполняя обеты, начертанные у изголовья ее ложа. Тогда очнется она и станет женой героя, а богатства можно будет взять и использовать на благо людям. Многие пробовали пройти этот путь, но не нашелся ни один, кто преодолел бы все препятствия. Или выбрасывала их тайная сила из башни, или засыпали они таким же непробудным сном. Много смельчаков сгинуло.
Иногда звон в ночной тишине объясняют былинным сюжетом о псковском Князе, которого израненного пленили тевтонские рыцари во время своих набегов. Князь не пожелал покориться захватчикам. Его заключили в темницу под башней, где уморили голодом. С той поры гремят его цепи, призывая псковичей к свободе. А в трудную минуту тень Князя встает за спинами защитников города, приводя в ужас врага.
А мы, сколько ни ходили вдоль берега, сколько ни прислушивались, ничего не слышали, кроме ребячьего визга.
Не гремят цепи Князя сегодня, свободу для этой визжащей братии уже отвоевали древние предки.
И тихого звона монет из кладовых и тайников мы не слышали. Нашли один единственный горшочек, и то пустой...
Но мы не расстроились, и вы не расстраивайтесь, а послушайте лучше ещё одну историю. Очень она мне нравится, потому как поучительная.
Известный псковский краевед Константин Евлентьев, положивший начало архиву и библиотеке Псковского археологического общества, вот что рассказывает о Гремячей башне, вернее, о Гремячей башне и вреде пьянства. Как-то в день памяти апостола Иоанна Богослова, который празднуется в Иоанновской церкви на Мишариной горе как престольный праздник, мастеровой, порядочно подгулявший ради праздника, поздно ночью возвращался в город. Ему повстречалось двое знакомых. Поздоровались они с ним и пригласили еще выпить. Зашли они в трактир. Земляки сами пьют и мастерового угощают. Когда же парень перед налитой ему чаркой перекрестился, вмиг пропало все вокруг. Оказался он на вершине Гремячей башни, да еще с обглоданной костью в руке!
Хмель у мастерового тут же выбило весь. Еле живой от ужаса, дождался он утра, когда добрые люди помогли ему спуститься на землю. С тех пор зарекся он «напиваться до чёртиков», — подумаете вы. Да вовсе нет. Зарёкся он ходить на Мишарину гору в день святого Иоанна Богослова.
А теперь про церковь, которая в сочетании с крепостным сооружением начала XVI века формирует ландшафт долины реки Псковы.
Под 1363 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. «...В лето 6891... заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан». И хотя ни в одном из списков не упомянуто, что этот храм строился для Космодемьянского монастыря, но, очевидно, эта обитель уже существовала или начинала обустраиваться.
К сожалению в дальнейшем более чем полтора века никаких новых сведений о церкви и о монастыре летописи не приводили. Естественно, что за это время монастырский храм сильно обветшал и требовал значительной починки или постройки другого.
Вероятно, церковные власти предпочли второй вариант. Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря. Под 1540 г. Псковские летописи сообщают о совершении 4-х каменных псковских церквей, в том числе о ц. Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. «...В лето 7048 того же лета совершиша 4 церкви камены: Святых Апостол Петра и Павла в старом Застеньи, а дроугая Козьма Демьяна на Гремячеи горе оу монастыре... » Не исключена возможность, что церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы сохранила свою древнюю основу 1383 г., а работы 1540 г. заключали в себе реконструкцию завершения церкви.
К несчастью, уже 19 сентября следующего года «...погоре все Запсковье... и выгоре на Гремячеи горе в монастыре святи чудотворца Козма и Демьян новая церковь каменная. И не священна бысть...».
В летописи не указано, насколько сохранились каменные стены неосвященного храма и как скоро он был возобновлен. Но монастырь не исчез, и через 70 лет в летописях его упоминали среди трех обителей, уцелевших 19 мая 1609 года во время другого большого пожара.
Фрагменты фресок на стенах притвора
В 1764 г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь сначала обращена в приходскую. Из-за малочисленности прихода уже через два десятилетия в 1787 году храм приписали к Петропавловскому собору.
Причт собора проводил там богослужение лишь три раза в год: на Пасху, Рождество и престольный праздник. К 1817 г. церковь обветшала, на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол и зимой внутрь заносился снег.
В 1820 г. была «назначена к уничтожению». К счастью, прихожане и причт Петропавловсгого собора собрали средства и сами отремонтировали приписной храм.
Первоначальный облик памятника старины был искажён позднейшими перестройками: разобраны западные столбы четверика и своды, перекинутые с восточных столбов на западные.
В результате перестройки церковь была завершена глухим барабаном, установленным на коробовый свод. По предположению Ю.П. Спегальского, в ХVII в. к церкви был пристроен притвор со звонницей.
Нашла в интернете фотографию, где ещё можно увидеть звонницу.
В 1897 г. стены церкви и колокольни снаружи отскоблены, вычинены, перетерты и окрашены голубою краскою. Крыша церкви, колокольни и водосточные трубы в том же году окрашены железным суриком, глава церкви медянкою, шпиль колокольни белой краскою, а крест желтым кроном.
В 1920 г. церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы была обследована К.К. Романовым.
В 1947 г. церковь была обмерена Н. Надёжиным и Спицыной на предмет ее восстановления.
В 1949 г. упал юго-восточный круглый столб с опирающимися на него арками сводов.
Реставрационные работы 1950 г. заключались в восстановлении позднего коробового свода с распалубками и установкой на его вершине глухого барабана, выполненного в кирпиче. Притвор XVII в. вместе с сохранившейся на западном щипце кладкой основания колокольни XVII в. был перекрыт на 2 ската. Колокольня восстановлена не была.
Обмер И. Кулишовой 1969 г.
На сегодняшний день (похоже, что описание сделано не позднее 1972 года) церковь представляет собой трехапсидный четверик с притвором, сохранивший 2 древних круглых в плане восточных столба с подпружными арками, опирающимися на них.
Западная часть четверика в результате перестроек утеряла столбы и перекрыта коробовым сводом; на нем установлен глухой барабан с главкой.
В четверике сохранились 3 древних дверных проема в западной, северной и южной стенах. Сохранившиеся оконные проемы растесаны.
В алтаре, жертвеннике и диаконнике сохранились древние щелевидные оконные проемы. Центральный оконный проем алтаря заложен, но легко читается по следам на штукатурке. Он значительно выше двух боковых проемов алтаря.
Притвор ХVII в. системой арок, перекинутых в направлении восток-запад разделен на 3 части, центральная из которых перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении север-юг, а северная и южная части притвора перекрыты полуцилиндрическими сводами в направлении восток-запад с распалубками над окнами.
От крыльца-паперти сохранились пяты арок перекинутых на несуществующие ныне столбы в направлении восток-запад. На западном щипце притвора сохранились остатки кладки колокольни над папертью (возможно следы древней звонницы - современницы притвора церкви). На современных фотографиях видно, что уже и эти остатки не сохранились. Но на фотографии 1972 года они ещё видны.
В связи с разборкой щипцов центральное трехчастное завершение сохранилось лишь в своих пятах. Апсиды - древние. Обработаны обычным для псковских памятников поясом геометрического орнамента. Барабан 1950 г. - кирпичный. Кровля 4-скатная железная.
То, что издалека смотрится поэтично и живописно, вблизи имеет вид удручающий. В сравнении с фотографиями 50-летней давности ситуация ещё более ухудшилась. Мальчишка, трудник (как я поняла), показал нам несколько свежих раскопов возле самой стены церкви, с южной стороны. И это оказались не археологические работы, а деяния искателей приключений. Такие подкопы появляются время от времени по ночам на месте древних монастырских захоронений. Что ищут там рыцари наживы, не трудно догадаться. Но я в таких случаях не устаю приводить строчки из «Сербской песни» Юнны Мориц:
Не гуляйте, мальчики, по чужой крови́,
Собственная кровь приснится в кране.
Будет порча в доме, в теле порча, и в любви,
Жгучий холод, сучий голод, старость тараканья!
Не копайте золото из чумных могил,
Страшные кладовки отомстятся.
Вам прививки делали от других бацилл —
От желтухи, от краснухи — не от святотатства!
|
</> |