Неюбилейный Владимир Краснопевцев
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Отметим сегодня 99 лет со дня рождения живописца,
классика советского неофициального искусства, первого лауреата
премии Триумф, художника-философа Дмитрия Михайловича
Краснопевцева, которого искусствоведы нередко сравнивают с
сюрреалистом Рене Магриттом и другими представителями
метафизической живописи
Портрет художника Дмитрия Краснопевцева, 1958 год
Ярослав МАНУХИН
Краснопевцев закончил художественное училище,
потом была служба в армии на Дальнем Востоке, работа учителем
рисования в школе. Но талант решил расправить крылья и в 24 года
поступил в художественный институт имени Сурикова на отделение
графики.
Свои перые пейзажи Дмитрий Краснопевцев писал на
пленере в разных городах страны, но больше всего он любил простые,
даже несколько запущенные, с прелестью запустения,
московские дворики, иногда с фигурами людей, лишенных лиц
Вид из окна на пятом этаже дома №8 на Остоженке, 1947 год. Оргалит,
масло. Коллекция музея АРТ4, Москва
Пейзаж с фанзой, 1947 год. Холст, масло. Собрание А. Кроника,
Москва
Раскрытая книга и череп, 1947-1949 годы. Холст, масло. Коллекция
музея АРТ4, Москва
Двое, конец 1940-х годов. Бумага, Акварель. Собрание Сергея
Александрова, Москва
Со своей будущей женой Лидией, которую он ласково называл Лиллета)
Дмитрий познакомился в первом классе. В 1948 году они поженились и
счастливо прожили всю жизнь
Дмитрий Краснопевцев был хозяином небольшой
квартирки у метро Профсоюзная. А в квартирке у него была
мастерская, ставшая сама по себе произведением искусства. Её
фотография украсила каталог Другое искусство, на зависть
богеме, показывая идеальный порядок мира художника. Призрачный свет
лился из окна и видно было как по полкам разложено то, что
воспринималось как метафоры на его работах. Точно так же, как на
полотнах, застывшие как бы в оцепенении раковины, куски кораллов,
камни, обломки керамики и целые кувшины, сухие ветки, все благодаря
ритму и порядку, ощущалось как картина маслом кисти художника.
Затем Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина сделал зал-мастерскую
Краснопевцева и впечатление усилилось...
Мастерская художника Дмитрия Краснопевцева, 1980-е годы
Фото Игоря ПАЛЬМИНА
Уголок мастерской Дмитрия Краснопевцева
Фото Игоря ПАЛЬМИНА
Уголок мастерской Дмитрия Краснопевцева
Бревна, доски гнилые и крашеные, детская
коляска без колёс, матрац с вылезшими ржавыми пружинами, проросший
насквозь травой, кирпичи, кровельное железо, рамы с остатками
стекол в углах, железная кровать, сношенная обувь, учебник алгебры,
залитый чернилами, консервные банки, бутылки, лакированный розовый
протез ноги в грязном синем носке, резиновая грелка, растерзанная
кукла, лежащая в позе убийства на сексуальной почве, горшок
с цветущей геранью, разбитый унитаз и множество других,
неожиданных, но хорошо знакомых предметов, наполняющих пустыри и
городские свалки, – говорят нам о беге всеуничтожающего времени, и
говорят нисколько не меньше, чем руины соборов и крепостей, еле
различимые рвы, окружавшие бывшие города, замшевые стёртые
надгробья – это часовая стрелка времени, а то – быстро бегущая,
секундная., – писал в своих личных записках Дмитрий
Михайлович
Стакан с репейником, 1956 год. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина
Утюг, 1956 год. Холст, масло
Натюрморт с двумя воронками, 1959 год. Картон, масло.
Натюрморт с чёрными бутылками, 1959 год. Холст, картон, масло
Трубка, спички, бутыль, стакан, конец 1950-х годов. Картон,
масло
Однако настоящую известность и признание Дмитрию
Михайловичу Краснопевцеву принесли так называемые метафизические
натюрморты, выдержанные в монохромном стиле меланхоличные
картины, главными героями которых становились те самые молчаливые
свидетели жизни: кувшины, раковины, треснувшие вазы, стрелы,
свитки, связанные бутылки и так далее.
Листья в кубке, 1964 год
Цветок и разбитый кувшин, 1967 год. Частное собрание
Натюрморт со стрелами, 1969 год. Оргалит, масло.
Кувшины в земле, 1969 год. Оргалит, масло. ГТГ
Его работы начинают появляться на различных
выставках уже с конца пятидесятых. Естественно, на неофициальных.
Первая персональная выставка Дмитрия Краснопевцева состоялась в
квартире его друга пианиста Святослава Рихтера на улице Нежданова,
вторая, более масштабная в новой, большой и светлой квартире
Рихтера на Малой Бронной. Выставку можно было посмотреть по
приглашению, гости приходили почти конспиративно, небольшими
отдельными группами, в указанные часы и дни недели
Пять разбитых кувшинов, 1972 год. Оргалит, масло. Мастерская
Дмитрия Краснопевцева
Натюрморт, 1974 год
Натюрморт, 1974 год. Оргалит, масло. Частное собрание
Натюрморты с рулонами бумаги белой и голубой, 1980 год
Натюрморт со стволом дерева и разбитым кувшином, 1986 год. Оргалит,
масло. Частное собрание, США
Знакомые коллекционеры охотно покупали работы Дмитрия Михайловича Краснопевцева. Видели в нём потенциал. В семидесятых годах картины художника начали вывозить за рубеж, их можно было увидеть в Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах. В 1993 году, незадолго до смерти непризнанный гений стал первым лауреатом независимой премии Триумф
|
</> |