Невообразимая эпоха дирижаблей.

топ 100 блогов soullaway17.03.2025 1
Невообразимая эпоха дирижаблей. 1.jpg

Однажды в далёком детстве я видел сразу несколько воздушных шаров. В Орле проводился фестиваль воздухоплавания, на дворе стоял 1993 год и я был беззаботным мальчишкой. С удовольствием показал бы каких-нибудь снимков оттуда, да вот их и не существует толком. Во всяком случае, в сети. Вспомнил же я о том событии по банальной причине. Мы будем говорить о летательных аппаратах, но совсем других. И если меня когда-то впечатлили летающие шары, то, как бы меня впечатлил дирижабль, сказать я затрудняюсь. Слишком уж это было невообразимое и впечатляющее даже для сегодняшнего человека изобретение. А уж как воспринимали дирижабли столетие назад, и сказать трудно. В одном можно быть точно уверенным. Они поражали.

История воздухоплавания уходит корнями в 18 век, и конечно тут будут пересечения с воздушными шарами. Но мы с вами не будем погружаться в дебри истории, а сразу перейдём к прошлому веку. Как раз на тот период пришёлся как взлет, так и падение дирижаблей. И да, рассматривать типы конструкций мы, конечно же, тоже не будем. С точки зрения простого человека это неважно. А важно вот что.

2
Невообразимая эпоха дирижаблей. 2.jpg

Снимок датируется 1901 годом и понятно где он сделан. До определенного времени именно Европа делала ставку на дирижабли, потому что они могли перевозить намного больше тонн груза, чем самолеты. Естественно не было изначально никаких гигантов, потому что инженерам необходимо было продумать конструкцию, но сама идея не могла не привлекать энтузиастов.

Более того дирижаблями управляли и женщины. К примеру, была такая дама как Аида де Акоста и она уже в 19 лет оказалась за штурвалом. Правда её родителям пытались замять этот факт потому что, по их мнению, ни один мужчина не женится на такой девушке. Это же не прилично.

3
3 Аида де Акоста.jpg

Тем не менее, данный случай, скорее курьез, потому что энтузиасты это одна история, а вот военные которые никак не могли пройти мимо такого изобретения строили совсем другие дирижабли и как обычно это и бывает, двинули промышленность вперед. Тем более, пока одни рассуждали о том, что никакая война невозможна, вторые строили планы как бы откусить у кого-то кусок. А тут такое удобное средство для разведки и доставки военных.

4
Невообразимая эпоха дирижаблей. 4 Republique.jpg

К примеру, сохранились кадры французских дирижаблей. Выше на фото Republique из 1907 года, а ниже мы можем увидеть Clement-Bayard снятый уже год спустя. Обратите внимание на людей. Может быть, они и не кажутся муравьями на снимках, но размер воздушного судна не может не впечатлять. Ничего подобного до этого человечество попросту не видело.

5
5 Дирижабль Clement-Bayard.jpg

Активно развивали строительство дирижаблей и немцы. Там всегда была хорошая инженерная школа, и пройти мимо они не могли. Вот один из агрегатов построенных фирмой Цеппелин. Кстати забавно, что позже именем фирмы будут в целом называть дирижабли как позже, к примеру, ксерокс. Хотя это тоже в первую очередь фирма, изготовлявшая копировальные машины. Снимок же датируется 1908 годом.

6
Невообразимая эпоха дирижаблей. 6.jpg

Не прошли мимо и американцы. Разница в том, что европейские дирижабли заполнялись водородом, тогда как американцы сразу додумались использовать гелий. Насколько я понимаю, этот нюанс держался в секрете, тем более гелий не горюч. Водород же опасен в плане пожарной безопасности. Ну а кадр из 1905 года.

7
Невообразимая эпоха дирижаблей. 7.jpg

С Российской Империей не так всё гладко. Да, у нас строили свои дирижабли и вот есть, допустим, снимок корабля «Учебный» датируемый 1908 годом. Но часть летающих кораблей страна попросту покупала у Великобритании, Германии, Франции и внезапно Швеции. Это опять же к вопросу о том, что вот при царе было не так как сейчас.

8
Невообразимая эпоха дирижаблей. 8.jpg

Хотя справедливости ради отмечу, что свой самый большой дирижабль Российская империя построила сама. Он назывался «Гигант» и его длина составляла 114 метров. К сожалению, в первом же полёте он попал в аварию, что, кстати, намекает нам на то, что не всё так просто было изначально с дирижаблями, но к авариям подойдём чуть позже.

9
Невообразимая эпоха дирижаблей. 9.jpg

Попалось вот такое фото дирижабля над Санкт-Петербургом. Конечно, империя не хотела отставать от соседних стран и пыталась развиваться в русле времени. Тем более кто же знал, что эпоха дирижаблей будет скоротечной.

10
Невообразимая эпоха дирижаблей. 10.jpg

Место, где осуществлялась посадка на крупные дирижабли, чем-то внешне напоминает нефтяную вышку. Опять же мне лично сложно представить, что испытывали люди попадавшие туда. Но факт, что они чувствовали себя элитой. Дирижабль был быстрее всех видов транспорта на тот момент, а соответственно и билеты туда стоили недешево.

11
Невообразимая эпоха дирижаблей. 11 San_Jose_historical_photos_1210.jpg

Вот здесь в кадр попала посадка английских депутатов, то есть вы понимаете, что дирижабль был ещё и весьма статусной штукой.

12
Невообразимая эпоха дирижаблей. 12.jpg

Как он выглядел внутри, мы посмотрим дальше на примере одного известно дирижабля, а тут просто карточка из места, наполняемого газом. Опять же такая конструкция не могла не впечатлять, и было, было что-то волшебное в этих огромных исполинах. Летающий корабль. Будущее уже наступило.

13
Невообразимая эпоха дирижаблей. 13.jpg

Ну и само собой тут никак не получится обойти тему боевых действий, потому что в Первой Мировой войне они использовались активно. Я так понимаю, на тот момент ПВО ещё попросту не могло доставать их. Хотя этот вопрос в итоге решили быстро. Кадр же полёта немцев в сторону Англии.

14
14 год 1915.jpg

Попалось мне несколько кадров с нашим дирижаблем «Кондор». Ну как нашим? Мы его приобрели у Франции в 1913 году. Снимки же ценны тем, что как раз во время Первой мировой войны и были сделаны.

15
Невообразимая эпоха дирижаблей. 15.jpg

Здесь от самого дирижабля лишь кусочек, зато мы видим груду баллонов перед построенными бойцами. Наверное, такая махина должна была их вдохновлять, всё-таки впечатление зрелище не могло не производить. Но зная историю, мы понимаем, что нашей армии это не помогло. Авантюра царя дорого обошлась стране. 

16
Невообразимая эпоха дирижаблей. 16.jpg

А это уже немецкие военнослужащие с похожими баллонами. К слову у Германии как раз флот дирижаблей был самым большим и в этом направлении они добились серьезных успехов. Правда, опять же и им это не помогло. Войну они в итоге проиграли и впоследствии захотели реванша, который тоже известно, чем кончился.

17   

Невообразимая эпоха дирижаблей. 17.jpg

Судя по оптимизму солдат машущих руками, перед нами англичане и их собственный дирижабль. Да, несомненно, прогресс тогда шёл запредельными темпами, и эта война наглядно демонстрировала какие-то чудеса техники. Танки-то тоже изначально наводили ужас на противника.  

18
Невообразимая эпоха дирижаблей. 18.jpg

Ну и выделю следующий снимок. Обратите внимание на самолеты, закрепленные на дирижабле. Они же там не для красоты висели и видимо были мысли использовать дирижабли как небесные авианосцы. Я даже представить не могу, насколько стальные люди тогда жили. В самолет-то ещё попасть надо было.

19
Невообразимая эпоха дирижаблей. 19.jpg

И вот на этом месте, пожалуй, уместно будет сказать об авариях. Тем более их было, во-первых много, а во-вторых не только у Германии случались различные катастрофы. Самой крупной случившейся катастрофой было падение американского дирижабля «Акрон».

20
Невообразимая эпоха дирижаблей. 20.jpg

Он как раз, кстати, и проектировался как авианосец. Только вот принимать участие в боях ему не пришлось. Попав в шторм «Акрон» упал в Атлантику. Погибло 73 человека, что и делает катастрофу самой крупной в истории дирижаблей. Выжило трое. Позже часть конструкций запечатлели фотографы.

21
Невообразимая эпоха дирижаблей. 21.jpg

За три года до этого упал английский дирижабль R101. Упал он из-за сильного ливня во Франции, и тогда погибших было 48. Выжило шесть человек.

22
22 год R101.jpg

Теряли британцы из-за плохой погоды и свой R38. Там погибших было 44 человека. Пятеро выжили.

23
23 год R38.jpg

Ну и отмечу гибель американского дирижабля «Roma». Он зацепился за линию электропередач, в результате чего естественно сгорел. Погибло тогда 34 человека. Кстати американцы этот дирижабль купили у Италии. Так что не только Россия занималась скупкой у других стран самых передовых средств передвижения.

24
Невообразимая эпоха дирижаблей. 24.jpg

Выше я сказал, что свой самый большой дирижабль Российская империя потеряла в первом же полёте, но жертв тогда удалось избежать. Потом империя закончилась, и начался Советский Союз, но желание-то строить такие востребованные небесные корабли никуда не делось.

25
Невообразимая эпоха дирижаблей. 25.jpg

При желании можно выявить и отечественные кадры с естественно отечественным производителем. Технология-то была обкатана ещё при царе, а инженеры никуда не делись. Более того они были востребованы ведь молодой новой стране требовалось показать свои достижения.

26
Невообразимая эпоха дирижаблей. 26.jpg

К сожалению, не миновали катастрофы и Советский Союз. Крупнейшей аварией стало падение дирижабля «Осоавиахим-1». Как я понимаю, ошибка была в том, что не надо было проводить свой экспериментальный полёт в стратосферу зимой. Погибли 13 человек. Именно после этого программу начали сворачивать и к 1940 году дирижаблями в СССР перестали заниматься.

27
Невообразимая эпоха дирижаблей. 27.jpg

Для Германии же и мировой общественности самой известной катастрофой является катастрофа «Гинденбурга». Я уверен, что многие из вас видели легендарную обложку пластинки Led Zeppelin с кадром этой аварии.

Как я и сказал выше, это была далеко не первая авария дирижаблей, и погибших там было меньше, чем у англичан или французов. Но это была первая катастрофа, которую так активно освещали журналисты. Плюс имелись фотографии пожара, которые не могли не ужасать. Удар по престижу немцев был нанесен колоссальный. Тем более это был флагман всего дирижаблестроения.

28
Невообразимая эпоха дирижаблей. 28 Led-Zeppelin.jpg

Так что давайте посмотрим немного на фотографии этого гиганта ставшего не только символом воздухоплавания, но и катастроф. Вдумайтесь в тот факт, что его длина составляла 245 метров.

Я вот пытаюсь осознать, и не получается. Дело в том, что я имею отношение к ремонту Балтийского флота и самые большие корабли здесь это БДК. Так вот у них длина 112 метров. Они огромны, но «Гинденбурга» был намного длиннее, и мой мозг просто отказывается переварить это.

29
Невообразимая эпоха дирижаблей. 29.jpg

Без сомнений такая громадина и сейчас бы воспринималась как какое-то чудо, а как себя ощущали пассажиры в 30-е годы прошлого века, я даже представить не могу. Хотя не смогло бы представить и большинство современников. Дело в том, что это был дорогой способ передвижения. За скорость надо было платить.

30
Невообразимая эпоха дирижаблей. 30.jpg

Однако немцы заботились и о комфорте своей богатой публики. На дирижабле был даже свой рояль, хотя я так понимаю, он был сделан из алюминия для облегчения веса. Тем не менее, это весьма показательный момент. Там собиралась элита, и её требовалось развлекать.

31
Невообразимая эпоха дирижаблей. 31.jpg

Да и надо понимать, что его основным направлением были рейсы через Атлантику. Пересекать её и сейчас не так уж быстро и дёшево, а для начала прошлого века тем более. То есть на пути из Германии в Бразилию людям надо бы было чем-то заняться.

32
Невообразимая эпоха дирижаблей. 32.jpg

К слову на «Гинденбурге» был и свой повар. Более того блюда были весьма разнообразными. То есть никто не заставлял отказываться от своих привычек людей, но самое интересное, что все места всегда были раскуплены.

33
Невообразимая эпоха дирижаблей. 33.jpg

Наверное тут ещё сказывался эффект новизны и демонстрация того, что ты себе это можешь позволить. Элита такое любит.

34
Невообразимая эпоха дирижаблей. 34.jpg

В общем «Гинденбург» точно стал самым знаменитым дирижаблем в мире, ну и его печальный конец лишь увековечил это судно. После трансляции аварии по радио чуть ли не в прямом эфире, многие призадумались о целесообразности строительства таких гигантов.

35
Невообразимая эпоха дирижаблей. 35.jpg

Конечно, дирижаблями занимаются и сейчас, но к массовым пассажирским или грузовым перевозкам они не имеют отношения. Человечество сосредоточило усилия на самолетах и достигло тут определенного успеха.

36
Невообразимая эпоха дирижаблей. 36.jpg

Окончу же я подборку вот таким красавцем. Это американский дирижабль для раздачи интернета, только вот не понял я, пользуются ли им сейчас или это экспериментальный корабль. Ведь если бы пользовались, то были бы снимки в небе. Их нет.

37
Невообразимая эпоха дирижаблей. 37.jpg

Хотя нет, пожалуй, пусть будет тут вот такая обложка напоследок. Вставил бы и другие с дирижаблями, но больше ничего в голову не приходит.

38
Невообразимая эпоха дирижаблей. h9sKIIngy6w.jpg

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почти тридцать лет назад, 12 ноября 1982 года, глава КГБ Юрий Андропов стал генсеком ЦК КПСС. Во главе страны он пробыл чуть больше года, но оставил после себя вопросов, легенд и нереализованных надежд едва ли не больше, чем все остальные лидеры XX века. Распространенная версия гласит, ...
"элита", начальство и прочие "уважаемые люди" это друг другу и людишкам - "господа". А охраняющие их "отряды вооруженных людей" совершенно по действующим уставам - "товарищи". Образуется невообразимый парадокс: "товарищи" охраняют и обороняют "господ". Такая идейная раскоряка чревата ...
ДАНО:НАЙТИ:Идеальный вариант для семьи из трех человек (мама, папа, сын), с ...
  Всем привет. Давно не писала - не до этого мне было - но заглядывала в свой журнальчик. Комментарии почитывала, отвечала на старые посты. И вот постучалась мне девушка. С лексиконом ущебной второгодницы деревенского ПТУ. Грамматике и пунктуации, как видно, училась там же.   ...
Кёрсти Элли (60 лет) в среду в Лос-Анджелесе. ...