НЕУГОМОННЫЙ ПОРТРЕТ, или РЕМБРАНДТ НА ВЫНОС
nikonova-alina — 26.03.2024Часть 1.
Якоб де Гейн III по жизни был чертовым везунчиком. Вообще, такие истории чаще случаются в мире большого бизнеса, когда дед путем неимоверных усилий выбивается из самых низов, затем отец, крутая акула бизнеса, строит империю и безо всяких сантиментов давит конкурентов. Но вот приходит третье поколение, интеллигентный и утонченный внук, получивший университетское образование, передоверяет дела компаньонам или наемным управленцам, а сам наслаждается жизнью, путешествиями или с головой уходит в коллекционирование и, не считая, тратит с таким трудом заработанные семейные капиталы.
Якоб де Гейн III был художником в третьем поколении. Видимо была у них какая-то семейная традиция, поскольку всех старших сыновей именовали Якобами. Якобом I был его дед, художник по стеклу, гравер и рисовальщик, имевший небольшую мастерскую в Антверпене. Якоб II, как водится первоначальное образование получил у отца, а затем отправился в свободное плавание. Якоб II тоже начинал как гравер, но затем переключился на живпись. Он переехал в Харлем, где работал в мастерской Хендрика Гольциуса, затем в Лейден, где нашел первых состоятельных заказчиков, и, наконец, в Гаагу. Там ему крупно повезло, и голландская королевская семья пригласила его, чтобы спроектировать сад на площади Буйтенхофе. Позднее Оранские стали основными заказчиками де Гейна. Он работал в разных жанрах, писал цветочные натюрморты и натюрморты в жанре Vanitas, а также и первые в голландском искусстве ню. Еще одним его большим заказом были гравюры для монументального военного трактата «Упражнения с оружием».
В общем, к 1596 году, когда на свет появился Якоб де Гейн III, финансовое положение семьи было вполне стабильным, и еще более упрочилось в последующие годы. Матерью Якоба III была Ева Сталпарт ван дер Виле.
По соседству с Гейнами в Гааге жила семья Гюйгенс, глава которой, Кристиан Гюйгенс Старший был государственным советником. С его сыновьями Константином и Морисом Якоба III связала крепкая дружба на всю жизнь.
Благодаря семейным капиталом Якоб III не имел необходимости, как его дед и отец, выбиваться из сил в поисках выгодных заказов, хотя и был, как утверждали современники великолепным гравером и рисовальщиком. Вместе с Константином и Морисом Гюйгенсами он совершил два путешествия, в Лондон в 1618 году и в Швецию в 1620-м, а потом обосновался в Утрехте и стал там каноником церкви святой Марии. Искусством он сам занимался в свое удовольствие, но зато не упускал возможности облагодетельствовать своих менее удачливых коллег по цеху.
Трудно сказать, какой случай свел его с Рембрандтом, но известно, что первой картиной, которую Якоб де Гейн III купил у художника, был «Ученый спор» написанный им еще в Лейдене в 1628 году, на которой предположительно дискутируют о вере апостолы Петр и Павел.
Считается, что портрет Якоб III заказал Рембрандту в Гааге в 1631 году. Это был тот период в жизни художника, когда он находился в процессе переезда из Лейдена в Амстердам (и вполне возможно, что его каким-то образом занесло и в Гаагу), и именно в это время он чаще всего писал картины небольшого размера, в основном религиозные сюжеты, жанровые сценки и портреты.
На самом деле заказ был на два портрета, самого Якоба и его друга Мориса Гюйгенса, который к тому времени стал секретарем Госсовета, возможно, унаследовав должность своего отца. Заказчики попросили выполнить портреты в одном размере и в одном стиле. Рембрандт использовал в качестве основы для обеих работ одну доску, отрезав от нее примерно равные куски, а на оставшемся фрагменте написал свой автопортрет (а что добру пропадать).
На портретах Якоб и Морис одеты в похожую одежду (темная мантия у обоих, белые воротники – более простой гофрированный у Якоба и отделанный брюссельским кружевом у Мориса) и повернуты лицом друг к другу. На самом деле в таком развороте обычно изображали супругов на парных семейных портретах, так что желание двух мужчин быть изображенными таким образом наводит на некоторые размышления.
Более того, друзья договорились, что портрет друга унаследует тот из них, кто умрет позже, чтобы не расставаться и в смерти, о чем гласила надпись, выполненная на обороте каждого из портретов. В итоге портрет де Гейна унаследовал Гюйгенс, поскольку Якоб умер раньше его, в 1641 году. Впрочем, Морис Гюйгенс пережил Якоба де Гейна всего на год, так что оба портрета достались в качестве наследства Константину Гюйгенсу.
Продолжение следует…