ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (МУЖИЦКИЙ). БИТВА МАСЛЕНИЦЫ И ПОСТА (БИТВА КАРНАВАЛА И
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐиÑва ÐаÑлениÑÑ Ð¸ ÐÑоÑÑа. 1559 ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐиÑва ÐаÑлениÑÑ Ð¸ ÐÑоÑÑа. 1559](/images/main/piter-breygel-starshiy-mujickiy-bitva-maslenici-i-posta-bitva-karnavala-i-582591.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4344505/4344505_1000.jpg)
Часть 4. СЛЕВА-2 и В ЦЕНТРЕ
Еще одна компания, относящаяся к миру Масленицы – это калеки-нищие, которые всяческими способами пытаются привлечь внимание прохожих. У одного из них картонная корона и лисьи хвосты на накидке, у другого – колокольчик на здоровой ноге. Видимо, они еще и поют, и даже как-то приплясывают, причем очевидно, что в их репертуаре какие-то насмешливые или неприличные песни, и что только на Масленичной неделе им были позволены такие вольности. Конечно, нищие, инвалиды и больные, собирающие подаяние, были привычной частью населения средневековых городов, однако эти персонажи имеют и символическое значение. Их физические недостатки и костыли в руках обозначают в данном случае моральную слабость, которая может затронуть человека любого статуса.
За группой нищих мы видим две пары одинаково аккуратно одетых мужчин и женщин, причем мужчины несут горящие факелы. Считается, что это группа участников особого ритуального танца, посвященного Сретению. Во всяком случае, они создают ощутимый контраст с группой нищий.
Следуя взглядом за направлением движения танцоров с факелами, мы видим компанию детей, которая собралась вокруг бочки, на которую залез один из мальчиков. Судя по всему, друзья выбрали его своим «масленичным королем» и теперь он подносит ко рту оловянный кувшин под одобрительные крики приятелей «Король пьет!».
Дети добавляют еще больше шума к происходящему на площади, и потому один из постояльцев гостиницы, недовольный тем, что они кричат под его окном, высовывается на улицу с ведром воды и выливает его на шалунов.
Мимо бокового фасада гостиницы «Дракон» друг за другом идут сразу две религиозные процессии. Первая, возглавляемая волынщиком, состоит из прокаженных, которых можно узнать по коричневым шерстяным плащам и трещоткам. По традиции, единственным днем, когда в средневековые европейские города пускали прокаженных, был первый понедельник после Крещения. Очевидно, что в этот раз он совпал с началом Масленицы. В этот день прокаженных одаривали едой, и у Брейгеля они получают какие-то напитки в трактире и хлеб в пекарне.
Вторую процессию возглавляют барабанщик и флейтист, вслед за которыми из ярко освещенного проема еще одного трактира выходят три странно одетые фигуры. Это - Крещенское шествие, которое движется от трактира к трактиру, где их, также, как и прокаженных, одаривают бесплатным угощением во славу Христа. Рядом с дальним заведением зажжен костер, возле которого люди греются или даже что-то жарят. Еще одна компания в проулке, не обращая внимания на шествие прокаженных, танцует какой-то круговой танец, похожий на хоровод.
![ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐиÑва ÐаÑлениÑÑ Ð¸ ÐоÑÑа. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐиÑва ÐаÑлениÑÑ Ð¸ ÐоÑÑа. ФÑагменÑ](/images/main/piter-breygel-starshiy-mujickiy-bitva-maslenici-i-posta-bitva-karnavala-i-fc7589.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4344585/4344585_760.jpg)
Самыми знаменитыми и странными персонажами картины считаются пара и шут. Пара – это мужчина и женщина в карнавальных костюмах, которых принято считать знатными людьми, вероятно, поскольку их сопровождает шут, одетый в типичную для своего ремесла одежду в геральдических цветах своего хозяина. Кроме того, мужчина имеет на поясе два кинжала, а это было оружие привилегированного сословия.
Эта группа находится слева от колодца, фиксирующего центр картины, на ярко освещенной площадке. Зритель видит их только сзади. Судя по всему, они приняли участие в карнавальном действе, поскольку мужчина изображал горбуна, подложив на спину соломенный горб, а у женщины на талии прикреплен незажженный фонарь.
Вероятно, эта группа как бы указывает зрителю на то, что карнавальное безумие подходит к концу, и ему тоже пора делать свой выбор. Шут явно стремится повернуть налево, к трактиру, к бочкам с вином и веселящимся нищим, а мужчина и женщина, как представляется, уже отворачиваются от грешной суетности, и уверенно идут в сторону храма.
Вообще, по сути, все группы и объекты, который Брейгель разместил в центре, нельзя однозначно связать либо с Масленицей, либо с Постом.
Задний план в центре образует здание пекарни, которое некоторый исследователи именуют «Домом Пасхи». Здесь на продажу выставлены буханки хлеба, постные булочки, крендели с солью и пироги. Перед окном висит сушеная рыба. То есть это все те продукты, которые люди будут употреблять во время Великого Поста.
Поскольку работа с выпечкой окончена, то одна из женщин-работниц или родственниц хозяина занялась чисткой посуды, сидя на пороге, а другая поднялась по лестнице, чтобы протереть потолочное окно снаружи. А на подоконнике окна верхнего этажа сидит тряпичная кукла, набитая соломой, которая как бы венчает своим присутствие всю рыночную площадь. Скорее всего, это символ Карнавала или Масленицы, который вечером, согласно традиции, торжественно сожгут в центре все той же площади.
Перед пекарней четверо молодых людей, двое юношей и две девушки играют в игру, в которой нужно бросать и ловить старые глиняные горшки. Это непросто, о чем свидетельствуют осколки посуды, упавшей на землю и разбившейся. Возможно, это не просто молодёжное развлечение, а ритуальный обряд, призывающий весну и плодородие. Во всяком случае, этнографы утверждают, что подобные традиции сохранились в некоторых европейских странах вплоть до настоящего времени.
Центром рыночной площади (как и всей картины) является общественный колодец. Справа от него женщина набирает чистую воду в кадку, а у ее ног стоит корзина со свежими овощами. За ней торгуют рыбой, причем ассортимент торговой точки весьма разнообразен. Рыба и овощи – прямое указание на постную трапезу. А справа (то есть на карнавальной стороне) из-за колодца выглядывает неприятного вида свинья, которая пожирает какие-то нечистоты.
Свинья, как нечистое животное, в данном случае символизирует грехи чревоугодия и сладострастия и намекает на близость сатаны. Колодец с водой при этом указывает на Крещение, а рыба вообще является традиционным символом Иисуса Христа.
Продолжение следует…