ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (МУЖИЦКИЙ). БИТВА МАСЛЕНИЦЫ И ПОСТА (БИТВА КАРНАВАЛА И
nikonova-alina — 19.03.2024Часть 3.
На переднем плане художник размещает центральную сцену картины, давшую ей название: это сцена боя Масленицы (или Карнавала) и Поста. Противников, которые вот-вот столкнуться друг с другом, сопровождают сторонники, они же тянут и толкают их средства передвижения. Направление двух процессий - от левого и правого края картин к центру. Процессия Масленицы движется из трактира мимо винных бочек и бродячих актеров к группе игроков в кости, а команда Поста, соответственно, из церкви мимо группы нищих, которым подают милостыню.
Считается, что столкновение Масленицы и Поста у Брейгеля – это своего рода пародия на позднесредневековый рыцарский турнир, поскольку цель противников в данном случае заключается в том, чтобы сбросить друг друга на землю. Карнавал, или Лорда Масленицу, представляет крепкий толстяк средних лет, сидящий верхом на винной бочке, поставленной на синие полозья, к днищу которой ножом пришпилен приличных размеров окорок. Его оружие – вертел, на который нанизаны голова поросенка, жареная курица и колбасы. Пост представляет собой исхудавшее существо непонятного пола, восседающее на стуле с высокой спинкой, стоящем на тележке и вооруженное печной лопатой, на которой лежат две зажаренные рыбины. Его окружают крендели с солью, постный хлеб, мидии и лук, которые обычно ели во время Великого Поста в Нидерландах.
Масленица одет в ярко-красные обтягивающие штаны и голубую рубаху, а Пост – в блекло-серый балахон и белое покрывало на голове. Оба персонажа несут на голове странные головные уборы, которые подчеркивают, что они являются аллегорическими фигурами. У Масленицы это пирог с начинкой из вороны, лапы которой торчат наружу, а у Поста улей, вокруг которого роятся пчелы. Вообще, любое хлебобулочное изделие в живописи является символом Евхаристии и плоти (а, точнее, человеческой природы) Иисуса Христа, но вот ворона, запеченная в тесте, скорее всего указывает на силы ада и самого дьявола, которого эта птица символизировала в эпоху Средневековья. В то же время улей был распространенным символом церкви, а пчела – благоразумного и благочестивого верующего.
Перед процессией Масленицы бегут двое молодых людей, один из которых размахивает флагом с типичными для карнавала полосами красного, золотого и белого цветов, а другой тащит на спине какой-то металлический (оловянный) сосуд вроде бака для воды.
Последователи Масленицы вообще составляют весьма пеструю и разномастную компанию, шумную и нелепо одетую. Они носят маски, странные головные уборы и предметы домашнего обихода в качестве реквизита или импровизированных музыкальных инструментов. Например, рядом с бочкой идет персонаж, который с помощью палки извлекает звуки из горшка, горловина которого затянута холстиной, а за Масленицей – человек, который водит ножом по решетке для гриля, что является явной пародией на игру на каком-то струнном смычковом инструменте. Еще один участник шествия из числа спутников Масленицы одет в длинный розовый плащ, на его голове – котелок или кастрюля с ручками, весьма объемное брюхо набито соломой, а в руках – подобие современной гитары. Очевидно, что играет он исключительно фальшиво, добавляя шуму процессии.
Тележку, на которой едет Пост, тащат монах и монахиня, а процессию его последователей составляют дети, у которых, как и у самого Поста на лбу пеплом нарисован крест. Дети шумят трещотками и собирают пожертвования натурой: сухие булочки, крендельки и даже обувь. Детей сопровождает церковный служка, который несет в руках ведро со святой водой и кистью для окропления и сумку для пожертвований, уже частично заполненную подаяниями, на груди.
Продолжение следует…