ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ


В середине 1960-х годов один академический московский театр гастролировал в крупном уральском городе на сцене местного Дворца культуры с постановкой «Гамлета». Два первых спектакля прошли в выходные, в субботу и воскресенье, безо всяких эксцессов. Третий спектакль шел в первый рабочий день, в понедельник.
Одной из особенностей режиссерской трактовки в данной постановке было то, что роль призрака никто не играл. Во второй сцене, в диалоге с Гамлетом, звучала магнитофонная запись. А в первой, где призрак просто молча проходит по сцене, его движение отыгрывали другие актеры, исполнявшие роли Марцелла, Горацио и Бернардо, просто прослеживая его путь глазами. Это очень эффектный сценический прием, когда при действительно хорошо отработанных синхронных движениях актеров у зрителей создается полное впечатление, что по сцене кто-то идет.
Итак, трое актеров, изображая полагающийся ужас, уставились в левую кулису. И тут притворный ужас на их лицах сменился настоящим, потому что призрак действительно появился! Это был высокий мужчина лет пятидесяти, совершенно лысый, но с буденовскими усами, в синем костюме, сатиновых нарукавниках и с портфелем в руке. Провожаемый взглядами остолбеневших актеров, ни на кого не глядя, в полном соответствии с режиссерским замыслом, он прошествовал через всю сцену и ушел в правую кулису.
В зале раздались смешки так как многие зритель этого колоритного персонажа узнали. Это был бухгалтер Иван Евсеевич, человек в городе уважаемым, но с некоторыми причудами. Он отличался крайней пунктальностью, и каждый день ровно в 18.15 покидал свое рабочее место кратчайшим путем - через сцену. В этот раз присутствие людей на сцене и в зале его нисколько не смутило. так как в это время обычно репетировал народный театр.
Смех в зале постепенно утих, артисты кое-как пришли в себя, спектакль продолжился. Директор ДК пообещал лично проследить, чтобы назавтра Иван Евсеевич ушел домой другой дорогой. Но, видимо, забыл.
Во вторник, когда начался спектакли и три актера снова уставились в левую кулису, на сцене и в зале все затаили дыхание, ожидая, выйдет ли Иван Евсеевич и в этот раз. Бухгалтер не появился, что вызвало у зрителей легкий вздох разочарования. Но через несколько реплик Иван Евсеевич все же вышел из кулис, и его встретил всеобщий взрыв хохота и аплодисментов. Бухгалтера это нисколько не смутило, он размеренным шагом пересек сцену и скрылся в правой кулисе, помахав на прощание рукой.
Истерика в зрительном зале, да и среди актеров продолжалась минут пятнадцать. Но спектакль надо было продолжать. Исполнитель роли Марцелла мобилизовал все свое актерское мастерство, сконцентрировался, задавил смех и выдал в зал свою следующую реплику, невольно покосившись в правую кулису:
- В такой же час таким же важным шагом Прошел вчера он дважды мимо нас.
После этого последовала вторая истерика зала. Но всех добила ответная реплика Горацио:
- Подробностей разгадки я не знаю, Но в общем, вероятно, это знак/ Грозящих государству потрясений.
После этого уже абсолютно любые слова любого персонажа зал встречал бурным хохотом до конца спектакля.
В итоге Иван Евсеевич получил первый в своей жизни выговор и в среду на сцене, разумеется, не появился. Но это уже ничему не помогло. Дойдя до момента явления призрака, Марцелл и Бернардо умерли от смеха совершенно самостоятельно, заразив зал. Так что до самого конца гастролей на сцене Дворца культуры с неизменным успехом шла комедия Шекспира "Гамлет".
Спасти спектакль удалось только в Москве, заменив Бернардо и Марцелла на других артистов. Исполнитель роли Горацио оказался более профессионален и через некоторое время научился отыгрывать первую сцену без смеха.