Неудобная правда в музее истории ГУЛАГа
nasedkin — 20.11.2021А точнее, "Очередь за правдой". Смотрите-ка, а ведь история самым очевидным образом повторяется. И выставка эта уже один раз проходила. Правда, было это в далёком 1988 году, когда открылись все цензурные границы и соскучившиеся по правде люди были шокированы увиденным.
О чём же речь? Нынешнее молодое поколение вряд ли хорошо знакомо с творчеством художника Петра Алексеевича Белова, в 1950-х начинавшего в театральной среде (ТЮЗ, театр имени Гоголя, театр Советской Армии), но получившего широкую известность в перестроечные времена после цикла живописных полотен, созданных им за пару лет до смерти.
Пережив два инфаркта, Пётр Белов умер 30 января 1988 года. Однако ещё при его жизни готовилась публикация новой серии картин в журнале "Огонёк", но вышла в свет она лишь в июне. А двумя месяцами ранее, 22 апреля 1988 года, в столичном Доме Актёра прошла первая персональная посмертная выставка Белова, где впервые представили серию из 21 работы, получившую название "антисталинский цикл". Тогда у входа выстроилась километровая (!) очередь, а ажиотаж не спадал все две недели, пока была открыта экспозиция. В течение последующих 22 лет состоялось в общей сложности 40 выставок художника. Причём, не только в России. В 2020 году работы антисталинского цикла вошли в коллекцию Музея истории ГУЛАГа.
И вот накануне там состоялось открытие, если так можно выразиться, своеобразного римейка той самой выставки 1988 года. Думаю, это далеко не случайно. Посудите сами - в наши дни идёт масштабная реабилитация сталинизма, причём не только патерналистски-идеологически, а совершенно добровольно - с низов. И в этой связи данное мероприятие не только актуально и полезно, но лишний раз может послужить ещё и своеобразным маркером оценки нашей атмосферы.
В общем, вот как это было.
1. В сумеречном ноябрьском мороке музей истории ГУЛАГа смотрится особенно впечатляюще.
2. Ближе к 19:00 зрители собрались в зале послушать небольшой рассказ о Петре Белове и экспозиции.
3. Вступительное слово от директора музея Романа Владимировича Романова.
4. Дочь художника кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии Екатерина Петровна Белова.
5. Сама экспозиция расположилась на пятом этаже, прямо под крышей здания. Ну и в контексте современных реалий, она интерактивная. На фоне непроницаемо чёрных стен в приглушённом свете полотна выглядят так, будто художник общается с тобой наедине и максимально откровенно.
6.
7. В соседнем закутке его жизнь в архивных фотографиях.
8. Среди посетителей актёр театра и кино Валерий Баринов.
9. Воссозданный кабинет Белова со всеми артефактами.
10. Ну и сама экспозиция.
11. Мне кажется, комментарии здесь излишни.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Обязательно посетите эту выставку. Она заставляет задуматься о многом.
Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:
НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
|
</> |