Нетуристический Кавказ. Часть VI. Владикавказ религиозный.
yapet — 14.04.2011 Нетуристический Кавказ. Часть VI. Владикавказ религиозный.1. Суннитская мечеть, безусловно самое красивое и известное здание города.
С религиозность собственно у осетин история очень запутанная. Несмотря на устоявшееся мнение что они – христиане, сами осетины вовсе не так однозначны в своих оценках. Присутствуют и мусульмане и, очень часто, язычники (правда с сильным влиянием опять таки христианства). Посещение священных рощ, принесение жертв и особенно ритуальные трапезы практикуются и еще как. По сути, христианство тут это лишь некая лакировка очень древних но совершенно языческих ритуалов.
И это неудивительно. Пожив в краю сильных и эффектных природных явлений (ливни, лавины, ледники, камнепады, горные грозы) они действительно покажутся «божьими наказаниями».
«В 1987 г. на бюро Ирафского райкома КПСС как о пережитках прошлого говорилось о том, что в Дигории регулярно справляются обряды «Фацбаджнтж», «Габона», «Задалески нана» и другие, посвященные языческим культам с жертвоприношениями».
За действенность атеистического воспитания//Ленинец. 6 августа 1987 г.
Фигурируют следующие основные почитаемые силы:
Хуыцау или Штыр Хусау («Великий бог»). Самая высшая сила.
Раг Уастырджи (т.е. Святой Георгий, покровитель Осетии и ее жителей).
Уацилла (всем нам известный как Илья-пророк). Громовержец.
Фыд Иуане (Иоанн Креститель),
Никкола (Святой Николай), Феодор Тирон, Василий Великий, святая Мария, архангелы Михаил и Гавриил и прочие.
Священнослужителей нет, культовых предметов нет, функции главы на мероприятии возлагаются на старшего по возрасту. Христианство вполне себе существует паралелльно с этим. Но развалины христианских храмов на территории республики очень древние (начиная с XI века).
Старейшее здание города – церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке.
2. Действительно на горке.
Освящена 24 марта 1824 г.(до этого с 1815 г. было деревянное здание), когда Владикавказ был скорее военным острогом чем городом. Изначально считалась миссионерской т.е. несущей свет православия, но прозвание «осетинская» сохранила по сию пору. Крещением в этих местах занимались с размахом и разнообразными репрессиями, притормозя только когда часть населения стала записываться в мусульмане.
3. Архитектурно схожа с крестом, хотя конечно ничего особенно выдающегося.
Но на Кавказе храмы вообще скупы в убранстве.
А старше нее по возрасту был так называемый «Старый собор» (Спасо-Преображенский) и он вел свою историю аж с указа Екатерины 1785 г. (т.е. вообще с самого начала крепости хотя конечно и неоднократно перестраивался). К тридцатым годам XX века был разрушен и на его месте построенно центральное административное здание республики.
Существовал и «Новый собор» (Михаила Архангела, освящен 2 января 1894 года) но вы уже догадались, куда и когда он делся.
4. Висят таблички на двух языках. В нижнем абзаце написано, что церковь в 1993 г. восстановлена АО «Вторцветмет».
5. Колокольня.
У церкви есть немаленький некрополь, с могилами самых видных людей республики (как правило это генералы). Такое маленькое и очень уютное кладбище.
6.
7. Здесь же и могила Косты Хетагурова (просветителя и популяризатора национальных идей).
Помимо этого есть и маленькая смотровая площадка. В основном вид открывается на городской район называемый «Молоканкой».
8.
Почему такое название? А вот почему.
Помимо православных христан во Владикаказе до сих пор немало так называемых молокан или «духовных христиан». Поселились они тут в XIX веке по велению царских властей, которые преследовали впавших в ересь подданых, высылая их куда подальше. Например на Кавказ. И сейчас там (на ул. Серафимовича, 2) есть свой дом молитв (служителей они не признают) но это совершенно функциональное сооружение а никоим образом не архитектурная достопримечательность.
Для тех времен они конечно вели себя вызывающе:
«отвергали обрядовую и отчасти догматическую сторону православного учения, не носили крестов, не почитали иконы, мощи святых, не признавали монашество и традиционную православную иерархию».
Но при этом
«Устав Общества молокан предполагал открытие школы, библиотек, читален, устройство духовно-нравственных бесед для ознакомления с «современным течением жизни», разъяснения правовых и общественных вопросов . С апреля 1906 года во Владикавказе стал выходить ежемесячный иллюстрированный духовно-нравственный журнал «Молоканский вестник». Структура журнала включала духовно-нравственные статьи, беллетристику, хронику, объявления. Редакция журнала призывала к сотрудничеству, обещая публиковать статьи и письма полемического содержания».
http://www.nocss.ru/projects/24/gl4_p2.php
Стоит еще сказать, что в революцию молокане почти однозначно поддержали «красных». Вот например воспоминания ген. Шкуро:
«Молокане, несмотря на их непротивленческую религию, оказались людьми весьма кровожадными. Хозяйничали вместе с ингушами во Владикавказе, грабили жителей, принимали участие в обысках и даже расстрелах. Горожане страстно ненавидели молокан и жестоко отомстили им впоследствии».
С той же смотровой площадки виден и Свято-Георгиевский собор (в честь Георгия Победоносца, покровителя республики). Ближе к сожалению я к нему не подходил ибо не слишком-то он и необычный.
9.
Из православных храмов города еще необходимо отметить Церковь пророка Божия Илии на Мещанском кладбище. Поскольку она в советское время не закрывалась (а даже в 1948 г. перестроена из часовни в полноценный храм) то и авторитет ее (если можно так сказать) до сих пор значительно выше прочих.
Одно из архитектурно любопытных но снесенных сооружений - Свято-Троицкая Братская церковь.
10. Освящена 15 ноября 1887 г., в 30-е годы снесена.
А вот этот фрагмент я адресую специально радетелям за «старую, добрую Родину» и «Россию, которую мы потеряли»:
«Уважения к духовенству во Владикавказе мало, - признавалось в отчете о состоянии 2-го Благочиннейшего округа Владикавказской епархии. По отношению к священникам и дьяконам здесь установилось какое-то странное, необъяснимое, презрительное, пренебрежительное и брезгливое отношение. Священнику во Владикавказе нет другого названия как "поп". Здесь широко распространен возмутительный и в высшей степени отвратительный обычай плевать при встрече с духовным лицом. Случается, что встречающиеся плюют не в сторону, а под ноги священнику или дьякону. Иные плевок в сторону духовенства сопровождают возгласом: "Тьфу, поп идет! Плюй скорее!"… Мне известен случай, что двое-трое священников, оскорбленные плевком проходивших мимо студентов, принуждены были обратиться в полицию для выяснения личности их, причем оказалось, что это были сыновья известных во Владикавказе и даже в Терской области местных прихожан, людей уважаемых и почтенных. Обиднее всего то, что обычая плеваться в сторону духовенства держатся не туземцы, не иноверцы, а чисто русские православные, что неоднократно приходилось наблюдать. Особенно укрепился этот обычай среди учащейся молодежи, гимназистов, реалистов и др. Требуется неотложно бороться с этим злом. Для этого, прежде всего, необходимо обратить внимание начальствующих лиц местных учебных заведений на существование среди учеников этого дикого обычая. Только при содействии их можно будет если не искоренить, то по крайней мере сократить развившееся зло» . Описанная ситуация может быть объяснена действительно "русским" суеверием, а также наметившимися в городской среде атеистическими тенденциями».
http://www.nocss.ru/projects/24/gl4_p2.php
Ай-ай-ай, как же так... (хрустит французской булкой).
Помимо православных, значительную часть города составляли грузинские, греческие и армянские христиане. У всех у них были свои молельные дома (у греков - Успенья Пресвятой Богородицы, у грузин - Св. Нины) но до настоящего времени сохранился лишь армянская церковь Григория Просветителя (1868 г., перестроена в 1897-1902 г.).
11. Прекрасно видна с берега Терека.
12. Поближе...
На фронтоне (тут едва заметна надпись) говорится об охране достопримечательности еще от имени СНК РСФСР. Уж боюсь предположить даже, какой это год.
13. Само здание выглядит при этом сверхновым и чистым.
Видно, что жизнь там кипит и встречаются и свадьбы и группы какой-то учащейся молодежи.
Ну а теперь - самое красивое здание города. Суннитская мечеть, построенная на средства бакинского нефтепромышленника и миллионера Муртазы Мухтарова. То есть сначала-то здание строили на пожертвования но быстро поняли, что столько не соберут и обратились к единоверцу (при бюджете в 80 тыс. руб. Мухтаров вносил более 50). А разрешение на строительство пытались получить вообще аж с 60-х годов XIX века.
Согласно красивой легенде, Мухтаров был влюблен в свою жену-осетинку Елизавету Туганову и в честь нее заказал архитектору-земляку, бакинцу Иосифу Плошко не просто мечеть а... красивую мечеть.
Фамилия архитектора не должна удивлять, строили мечети в основном как раз не магометане. В Санкт-Петербурге соборную мечеть проектировал Н. В. Васильев, в Перми – А. И. Ожегов и так далее.
Вообще, по дошедшим до нас сведениям, история любви там была очень и очень яркой - Туганова дочь генерал-лейтенанта а Мухтаров - миллионер. Невесту везли в Баку в инкрустированном серебром белом экипаже, специально выписанном из Варшавы, в сопровождении 30-ти молодых всадников в белых черкесках и на белых лошадях.
14. Да и сооружение в ее честь получилось на славу.
Открыта 14 октября 1908 года, причем известняк для стен тоже доставлен из самого Баку.
15. Ныне, краеведческий музей на вечной реконструкции экспозиции.
16. Украшена многими деталями.
17.
18. Очень гармоничное сооружение.
19. На спуске к Тереку сохранились еще какие-то неотреставрированные кирпичные сооружения. Они безусловно принадлежат мечети но зачем нужны – не могу предположить. У мусульман же нет водосвятия?
20. Парадный вид.
Такую красоту в 1934 г. тоже хотели снести но, согласно другой легенде, территоррию оцепили войска 84-го кавалерийского полка во главе с ротным команиром Я. И. Беткеневым и просто не дали этого сделать.
Помимо мусульман-суннитов во Владикавказе (как и в Астрахани наример) существовала внушительнейшая прослойка подданых Великого Шаха Персидского, т.е. мусульман шиитского толка. В основном это были сезонные рабочие и но попадались и купцы. Поэтому в 70-е годы XIX века на набережной Терека была построена и шиитская мечеть.
Фамилию архитектора мне найти не удалось но постройка получилась на славу.
21. Фото знаменитого Прокудина-Горского (около 1910 г.)
На нынешний момент от здания остался только расположенный впереди огрызок.
22. Вот он.
23. И что бы вы думали это сейчас такое?
Ага, это Планетарий. Сразу вспоминаю церковь-планетарий в Нижнем Новгороде. Да и не только там.
24. Оборотная сторона. То же самое.
На следующем фото Владикавказ можно перепутать с Калининградом.
25.
Это район рядом с Кирхой. И лютеранская Кирха во Владкавказе тоже есть, поскольку среди военных и государственных российски чиновников немцы (иногда итальянцы, автрийцы, испанцы) встречались часто.
26.
Путеводители говорят нам о том, что сооружена она была «по инициативе полковника Александpа Эглау (начальника Осетинского окpуга) и Генpиха Лоpенца (пpедводителя пpотестанской общины)».
27. Обратите внимание, башня ассиметрична. Очень нечасто такое решение встречается.
28. Это готика, да.
Архитектор мне тоже неизвестен, построена ориентировочно после 1863 г.
В советском прошлом побыла Филармонией но с 2000 года не действует в этом качестве (филармония закрылась). Что там сейчас - неизвестно, стоит строительный забор. Но надеюсь не снесут.
Был во Впадикавказе еще и костел Святого Антония Падуанского (1868 г., сохранились его фото) но мне он не попался. Сейчас от этого великолепия осталось только здание приходского училища, занимаемое банком «Гамид».
29. Вот он. И тогда и сейчас - единственный приход на Кавказе.
Следующий пост будет про Нальчик. А про Владикавказ - все.
Предыдушие части
Нетуристический Кавказ. Часть I. Перелет Москва-Владикавказ.
Нетуристический Кавказ. Часть II. Владикавказ. История.
Нетуристический Кавказ. Часть III. Владикавказ. Проспект Мира.
Нетуристический Кавказ. Часть VI. Владикавказ. Городские особенности.
Нетуристический Кавказ. Часть V. Вдадикавказ. Прогулка по городу.