Печальный опыт Иссыка
andandsham — 22.11.2025
Статья из «Известий» из весны 1958 года — о принятии решения по строительству большой турбазы союзного значения на озере Иссык с гостиницей, рестораном, тургородком, лодочной станцией и главное и самое дорогостоящее — с автодорогой, связывающей озеро с цивилизацией




Достаточно быстро все задуманное было реализовано — хотя обошлось все это дело в очень немалую копеечку — и тысячи туристов со всего Союза каждый сезон стали приезжать на «казахстанскую Рицу»
Но, как известно, через несколько лет в 1963 году озеро уничтожил катастрофический сель и туризм в тех краях закончился
Можно ли бы предугадать это событие? Практически нет, до этого озеро Иссык простояло в целости и сохранности несколько тысяч лет — специалисты безусловно перед строительством исследовали окрестные ущелья, ледники и моренные озера и не нашли тревожных сигналов, а вот смотри-ка как дело повернулось, будто специально...
Но печальный опыт Иссыка сыграл свою роль в строительстве ледового стадиона «Медео» — было категорически заявлено, что каток будет строиться только под защитой плотины, которую сначала нужно будет возвести выше по ущелью Малой Алма-Атинки.
Рисковать никто уже не хотел — и оказались правы ибо буквально через полгода после завершения строительства катка — весьма недешевого, как и все в горах — прошел мощнейший сель, который снес бы все построенное. Снес бы непременно— если бы не плотина...
Так что советские ученые и инженеры сумели в итоге победить стихию
А впоследствии селезащитные плотины и селеловушки были построены практически на каждой речке в окрестностях Алма-Аты — на некоторых же важнейших вроде Большой Алма-Атинки даже целых пять — и они в целом показали свою пользу
|
|
</> |
Почему двигатель 9 л.с. считается универсальным решением для уборки снега
Кому мешает Дед Мороз?
Цивильная жизнь
Фуриёнок
Пирог для поздней осени.
Бумажная магия.
Хризантема
Разведка на мотоциклах
Об артистках.

