Нерон — созидатель

топ 100 блогов all_collector23.01.2024

На реверсе этого замысловатого шедевра нумизматического дизайна изображена изысканная интерпретация гавани в Остии, начатой Клавдием в 42 году нашей эры и названной просто Portus ("Гавань"). Портики гавани огибают изображение слева, а волнорезы - справа. Статуя Нептуна, бога моря, наблюдает за гаванью с маяка, а у входа в гавань изображен лежащий речной бог Тибр, держащий руль и дельфина. Эти детали являются лишь обрамлением этого тщательно продуманного дизайна, в центре которого находится серия кораблей, входящих и выходящих из гавани, доставляющих товары и зерно жителям Рима.

Nero Æ Sestertius. Rome, circa AD 64. NERO CLAVDIVS CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate bust right, wearing aegis / The Port of Ostia: seven ships within the harbour; at the top is a pharus surmounted by a statue of Neptune; below is a reclining figure of Tiber, holding a rudder in right hand and dolphin in left; to left, crescent-shaped pier with portico, terminating with figure sacrificing at altar and with building; to right, crescent-shaped row of breakwaters or slips; AVGVSTI above, SPOR OST C below. RIC 181; WCN 105; BMCRE 134; BN 290 (same rev. die as BN 291). 25.66g, 34mm, 6h.
Nero Æ Sestertius. Rome, circa AD 64. NERO CLAVDIVS CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate bust right, wearing aegis / The Port of Ostia: seven ships within the harbour; at the top is a pharus surmounted by a statue of Neptune; below is a reclining figure of Tiber, holding a rudder in right hand and dolphin in left; to left, crescent-shaped pier with portico, terminating with figure sacrificing at altar and with building; to right, crescent-shaped row of breakwaters or slips; AVGVSTI above, SPOR OST C below. RIC 181; WCN 105; BMCRE 134; BN 290 (same rev. die as BN 291). 25.66g, 34mm, 6h.

Остия, место огромной важности, когда-то была (как следует из ее названия, происходящего от латинского слова, означающего рот, os) морским портом города Рима, расположенным в устье Тибра, через который товары могли поступать в город из-за рубежа. Основанный впервые в 7 веке до н.э. как, скорее всего, первая римская колония, он демонстрирует признаки непрерывного развития в имперский период, к этому времени его основное значение было как места, через которое огромный импорт зерна из-за рубежа достигал города Рима, который уже давно разросся настолько, что не мог самостоятельно обеспечивать себя.

Тем не менее, у порта была изнурительная особенность: песчаные отмели, которые препятствовали проникновению крупных судов за пределы его береговой линии и это означало, что товары приходилось перегружать с судна на судно, чтобы добраться до города. 

И у Августа, и у Юлия Цезаря были планы расширить гавань и сделать ее более полезной для центра империи. Однако значительные затраты и инженерные разработки, необходимые для завершения работ, сдерживали их, и только в правление Клавдия проект был, наконец, начат.

Светоний описывает замечательные достижения, сделанные Клавдием: "Он построил гавань в Остии, установив изогнутые волнорезы справа и слева, а перед входом он поместил мол на большой глубине. Чтобы придать этому молу более прочное основание, он сначала затопил корабль, на котором был привезен из Египта великий обелиск, а затем, закрепив его сваями, построил на нем очень высокую башню по образцу Фароса в Александрии, которая освещалась ночью и указывала курс для кораблей. Чудо этого сооружения комментировалось повсюду, и оно даже появилось в списке "самых удивительных сооружений Рима".

Примечательно, что в древних источниках нет никаких упоминаний об участии Нерона в достройке гавани, хотя это часто упоминалось как причина выпуска этой замечательной серии сестерциев. Литературные свидетельства, однако, предполагают, что Порт, возможно, был достроен, когда Клавдий все еще правил. Вероятно, что основным посланием была безопасность маршрута поставок зерна при Нероне, предназначенного для городской бедноты Рима, которая ежедневно имела дело с монетами низкого достоинства, такими как эта. 

В то время как весельная военная галера в правом верхнем углу покидает гавань как символ римской военной силы, предполагая вооруженную защиту караванов с зерном, повествование о непрерывном и безопасном путешествии этих конвоев рассказывает торговое судно, входящее в оживленную гавань слева вверху, в то время как другие стоят на якоре в порту. За всем этим с божественной благосклонностью наблюдает полноводный Тибр, по благодатным водам которого зерно может течь вверх по течению к народным массам, требующим хлеба и зрелищ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Solely, Кольца из органического ананаса, 156 г (5,5 унции) Сначала я не обратила внимание на эту марку, при беглом просмотре лишь отметив невысокую стоимость. Первыми взяла их банановые биткойны для смеха. Продегустировав первую покупку, я поняла, что бред ...
Улица Трофимова дом 15. Скульптура «На дорогах войны». Установлена в 1962 году, скульптор Ефим Яковлевич ...
Украине следует заключить прямой контракт с «Газпромом», поскольку высокие цены на энергоресурсы негативно влияют на экономику. Важность такого шага объяснил экономист и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в эфире телеканала «Наш». «Это важно не для ...
совершенно случайно набрел на отсылку к фильму 47 года The Voice of the Turtle, то есть "Песнь горлицы", что есть отсылка к "Песни песней", The flowers appear on the earth; the time of the singing of birds is come, and the voice of the turtle is heard in our land. Так вопрос: Кинг у нас, ...
Владимир Путин утвердил программу создания группировки вооруженных сил России в Крыму, о чем президент сообщил в четверг на совещании в Керчи. Никаких точных параметров этого документа не оглашалось. Было сказано лишь, что «программа органично вписывается во все планы развития вооруженн ...