Карта Ионии?


С тех пор как один ученый выступил за интерпретацию замечательного рисунка на обратной стороне этой монеты как рельефной карты внутренних районов Эфеса, нумизматы спорили, может ли эта увлекательная гипотеза на самом деле быть правдой. Дизайн, безусловно, имеет поразительное сходство с горными хребтами и речными долинами в этом регионе, видимыми сверху. Однако концепция отображения ландшафта с высоты птичьего полета, хотя и кажется нам такой интуитивной в эпоху Google Maps, вполне современна и, скорее всего, никогда не разрабатывалась в древности.
Имеющиеся у нас свидетельства указывают на то, что географы древности наносили на карту свой мир не с высоты птичьего полета, а как последовательность путешествий между фиксированными точками. Пожалуй, лучше всего это проиллюстрировано в монументальной Tabula Peutingeriana, дорожной карте Римской империи, датируемой 4-м или 5-м веком нашей эры. Хотя карта показывает Средиземноморский мир сильно искаженным (размером 680 см с востока на запад и всего 34 см с севера на юг), она не была разработана для точного отображения поверхности Земли.

Вместо этого она предназначалась для того, чтобы предоставить путешественникам и администраторам информацию об относительном местоположении городов и расстояниях между ними. Принимая во внимание эти предположения, увлекательная интерпретация реверса на настоящей монете как очень сложной трехмерной рельефной карты внутренних районов Эфеса, какой бы заманчивой она ни казалась, вряд ли будет точной. Таким образом то, что должен демонстрировать конкретный дизайн, остается неразгаданной тайной.