Неполиткорректное.

топ 100 блогов langobard18.04.2023 Литературный памятник патриархатности, сексизму, мужскому шовинизму в "Алмазный мой венец" В. Катаева. Типология женщин - что может быть возмутительнее для феминисток? Жаль, что я с товарищами-сверстниками не читал этот шедевр, когда мы сами не были чужды таких типологий. Интересно сравнивать эти типажи 1920-х с их современными (генетически восходящими к ним) продолжениями.
Перед цитатой, которая потрясет многих, замечу вот что. "Небожительницы" так, как описано у Катаева, в мои времена уже не напивались. Не помню таких случаев. Очень остроумное попадание - "Последний день Парижской коммуны". Распространены не только на филфаках, как могут подумать.
(цит.) "Так как это мое сочинение – или, вернее, лекция – не имеет ни определенной формы, ни хронологической структуры, которую я не признаю, а является продуктом мовизма, придуманного мною в счастливую минуту, то я считаю вполне естественным рассказать в этом месте обо всех изобретенных нами кодовых названиях, облегчавших нам определение разных знакомых женских типов.
... Итак:
высший тип женщины – небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена – на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт нэпа. Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Ее можно видеть в «Метрополе» вечером. Она танцует танго, фокстрот или тустеп с одним из своих богатых поклонников вокруг ресторанного бассейна, где при свете разноцветных электрических лампочек плавают как бы написанные Матиссом золотые рыбки, плещет небольшой фонтанчик. Богиня, сошедшая с неба на землю лишь для того, чтобы люди не забывали о существовании мимолетных видений и гениев чистой красоты. В начале вечера она недоступна и холодна, как мрамор, а в конце нечаянно напивается, падает в бассейн, а два ее кавалера в смокингах с помощью метрдотеля, тоже в смокинге, под руки волокут ее к выходу, причем она хохочет, рыдает, с ее ресниц течет черная краска и шлейф крепдешинового платья оставляет на паркете длинный след, как от мокрого веника.
Следом за небожительницей в ранге красавиц идет хорошенькая девушка более современного полуспортивного типа, в кофточке джерси с короткими рукавами, с ямочками на щеках и на локотках, чаще всего азартная любительница пинг-понга, имеющая у нас кодовое название «Айдабль-даблью. Блеск домен. Стоп! Лью!».
(Дань американизму Левого фронта двадцатых годов: из стихов соратника.)
После ай дабль-даблью идет таракуцка (происходит от румынского слова «тартакуца», то есть маленькая высушенная тыквочка, величиной с яблоко, превратившегося у нас в южнорусское слово «таракуцка» – любимая игрушка маленьких деревенских детей). Если ее потрясти, в середине зашуршат высушенные семечки. Таракуцки были наиболее распространенным у нас типом молоденьких, хорошеньких, круглолицых девушек, чаще всего из рабочего класса – продавщиц, вагонных проводниц, работниц заводов и фабрик, наполнявших в часы пик московские улицы. Они были большие модницы, хотя и одевались стандартно: лихо надетые набекрень белые суконные беретики, аккуратные короткие пиджачки на стройных миниатюрных фигурках, нарядный носовой платочек, засунутый в рукав, на плотных ножках туфельки-танкетки, в волосах сбоку пластмассовая заколка. Они были самостоятельны, независимы, улыбчивы; их всегда можно было видеть вечером под светящимися уличными часами, в ожидании свиданья с каким-нибудь красавцем или даже с немолодым советским служащим, улизнувшим от бдительного ока супруги. Их еще называли «фордики» в честь первых такси, недавно появившихся на улицах Москвы. Признаться, из всех видов красавиц они были для нас самые привлекательные, конечно не считая флаконов. Таракуцки были маленькие московские парижанки, столичные штучки, то, что когда-то во Франции называлось «мидинетки», их не портило даже то, что пальчики на руках и ногах у них были как бы не до конца прорезаны, вроде некоторых видов сдобного печенья, надрезанного по краям. Видимо, создавая их, бог очень торопился и не вполне закончил свою работу.
За таракуцками шли женщины неприятные, и среди них самый неприятный тип был холера – тощая, очень чернобровая, с плохими зубами, висящими космами прямых волос и пронзительным индюшачьим голосом. Как ни странно, но бывали случаи, когда небожительница перерождалась в холеру, а холера каким-то образом преображалась в небо-жительницу, но это случалось крайне редко.
Зато между таракуцками и ай дабль-даблью было больше сходства, и мужчины нередко их путали, что, впрочем, не приносило им особых огорчений.
Был еще тип, носящий длинное кодовое название последний день Парижской коммуны, более возвышенный и одухотворенный тип холеры,- с пятнами черных глазных впадин и страстно раскинутыми, как бы распятыми руками, как известный барельеф, высеченный на длинной кладбищенской стене.
И, наконец, первый день творенья. Очень молоденькая, рано созревшая, малограмотная, с неразвитой речевой артикуляцией, испуганными глазами на толстом свекловично-багровом лице, каким-то образом, чаще всего случайно, очутившаяся в большом городе и показывающая прохожим листок бумаги, на котором каракулями написан адрес, который она разыскивает. Первый день творенья чаще всего превращалась в няньку (няньки в то время еще не перевелись), в железнодорожную сторожиху, держащую в руке зеленый флажок, но чаще всего поступала на фабрику и с течением времени превращалась в таракуцку.
Были еще какие-то разновидности, открытые мною с ключиком, но я уже о них забыл. Имелись также типы и мужчин, но перечислять их не стоит, так как все они являлись для нас игрой воображения, выходцами из старого мира, заимствованными из дореволюционной классической литературы. Все это было для нас литературной игрой, вечной тренировкой наблюдательности, в особенности же упражнением в сравнениях...".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже немного разбирал фильмы про последние дни пребывания Гитлера в бункере, и вот наконец у меня дошли руки до самого первого из них, откуда потом воровали идеи все дальнейшие продолжатели темы. Это настоящий, аутентичный немецкий... точнее, австрийский фильм "Последний акт" (1955) ...
Это такой осенний спорт. Я однажды сделала эксперимент – не собирать опавшую листву на небольшом участке. В итоге там за зиму сгнила вся трава и больше никогда не выросла, пришлось пересаживать газон вручную. Нет уже, сгребать проще (и в итоге дешевле). ...
Единственное, что все  время отличало столицу от Подмосковья  - это, пожалуй, наличие метро, но и это отличие в скором будущем, как обещают власти, будет полностью нивелировано. Станция "Котельники" Таганско-Краснопресненской линии станет третьей станцией метро, открытой на ...
Сложно сказать наверняка, но есть основания полагать, что ровно 81 год назад, в ночь с 3 на 4 сентября 1932 года, Арсений Игнатьевич Кулуканов выпивал и закусывал. У него были основания торжествовать, и он не думал еще о том, что торжество его временное, а победа пиррова. Ему ...
Дублирую анонс конкурса из сообщества food_foto . Привет, дорогие друзья! Снова у нас стартует конкурс, посвященный текущему времени года - осени. Осень - время пунша, глинтвейнов, сладких искристых сотернов, согревающего хереса и мадеры, ароматных сыров, хмельного мёда, ...