
Немного новейшей мифологии: Пушкин = Дюма?

Смерть известных людей в принципе довольно часто обрастает мифами. Так, например, по легенде, император Александр I на самом деле не умер молодым, а состарился затворником в сибирском монастыре. А Николай Гоголь был похоронен заживо, потому что впал в летаргический сон. А Дочь Николая II Анастасия якобы выжила после расстрела царской семьи... Не обошла эта участь и Пушкина. И даже спустя столько лет после смерти поэта о нём появляются всё новые и новые легенды. По просторам российского Интернета уже около десяти лет, например, распространяется гипотеза о том, что Пушкин вовсе и не умер, а перебрался во Францию и продолжил своё литературное творчество как Александр Дюма. Но вот, что интересно: загадочных совпадений в биографиях Пушкина и Дюма действительно очень много! Судите сами.
В 1836 году на весь Петербург распространились слухи о том, что у жены Пушкина Натальи Гончаровой роман с французом Жоржем Дантесом. Импульсивный Пушкин не вынес такого оскорбления и вызвал Дантеса на дуэль. В ходе поединка поэт был смертельно ранен и через два дня умер. Похоронен он, однако, был почти что тайно.


Гибель первого поэта страны стала для многих трагедией и потрясением, петербуржцы были склонны обвинять в случившемся власть и светское общество. Тысячи людей, приходивших прощаться с умершим поэтом к его дому, выражали свое недовольство. Чтобы предотвратить возможные волнения, император велел избежать публичных похорон. Публике объявили, что прощание состоится в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, однако гроб под покровом ночи, с жандармами, вывезли в далёкую Псковскую губернию. Пушкина там похоронили очень тихо в монастыре недалеко от фамильного имения Михайловского. На похоронах, не считая жандармов, был лишь один его друг и пара слуг.
Подобная смерть и похороны, конечно же, открывали большие возможности для фантазий и домыслов. Кроме того, в последние годы своей жизни Пушкин часто жаловался на ощущение безвыходности – унизительная должность при дворе и обязанность посещения балов, непростые отношения с царём Николаем I, огромные долги и нежелание жены порвать со столичной жизнью и переселиться в деревню и т.д. Из этого тупика было только два возможных выхода: смерть или исчезновение. Кроме того, за всю жизнь Пушкина ни разу не выпустили за границу, а ему страстно хотелось увидеть Европу. Вот одна из версий сторонников теорий заговора и состоит о том, что в Париж Пушкина якобы отправил сам русский царь в качестве шпиона под именем Александра Дюма и будто бы именно за это даже выплатил 70 тысяч рублей его долгов (огромные деньги по тем временам).
Пушкин, кстати, в совершенстве владел французским языком и первые свои опыты писал именно на нём. То есть, конечно, теоретически он вполне мог бы писать французские романы. Кроме того, все самые известные романы Дюма, принесшие ему литературную славу («Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя», «Граф Монте-Кристо» и трилогия о Генрихе Наваррском) были написаны как раз после смерти Пушкина, то есть в середине 1840-х.


Дюма записывает путевые впечатления для журнала «Монте-Кристо». Карикатура →
Дюма был свойственен большой интерес к русской литературе. Он делал переводы, в том числе и оды «Вольность» Пушкина, за революционные настроения которой его отправили в ссылку, а также стихов и «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова. Русского языка, как говорят, Дюма не знал и ему помогал писатель Дмитрий Григорович (наполовину француз).

В общем, при большом желании поверить в то, что Пушкин это Дюма, может быть, и можно… Остаётся, правда, загадкой, как тогда в конце 1820-х–начале 1830-х (до смерти Пушкина!) на парижской сцене с успехом проходили пьесы Дюма «Генрих III и его двор», «Антони», «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» и другие? А также, почему же во время путешествия Дюма по России никто так и не узнал в нём Пушкина?
|
</> |
