нелогично
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
(Михаил Зощенко, «Перед восходом солнца»)
Приходится верить, ведь ему, по его же собственным свидетельствам, это помогло.
Но тут вот какое дело. Например, смотришь фильм, и там назревает какая-то особо жестокая сцена. Можно отвести глаза и смотреть в стену, или на окружающие предметы, или вообще зажмуриться. И сказать себе, что это – лишь фильм. Никто не мучается, все было совершенно безболезненно снято на пленку, да и кончилось уже давным-давно, проехали. Да и не с тобой это происходит. Т.е. тут чистая очевидность, железная логика, лежащая буквально на поверхности. Не нужно этого многолетнего копания в своем прошлом, выискивания связи между детскими переживаниями и текущими аффектами. Но вопреки этой кинематографической очевидности вовлеченность все равно остается. Отводя глаза, ты все равно отчасти остаешься в той сцене, она как бы продолжает длиться, сохраняет субъективную реальность. Мало зажечь свет логики – он должен разрушить вовлеченность. Но это так не работает.
Когда человек забирается на крышу и боится подойти к краю – это нелогично. Чего ему падать? Сколько раз в жизни он вот так спонтанно спотыкался, или его сносило порывом ветра, особенно если сосредоточен и ведешь себя осторожно? Да никогда! Но этот край крыши вполне может наводить ужас, вопреки полной его безопасности. Да то же кино – даже смотреть на то, как кто-то идет по карнизу, может быть страшно.
Можно подумать, что это какое-то проклятие, морок. Вот бы видеть все ясно и реагировать адекватно. Но помимо таких тяжких последствий, всех этих фобий и нелогичных симптомов эти же механизмы несут и очевидную защитную функцию. Каждый знает, что умрет и умрут его дети, друзья и вообще – все. И это не какая-то там высокая вероятность, это точно. Но эта перспектива не производит в норме никакого разрушительного эффекта. Человек просто не берет в голову. Так же как скалолаз не представляет каждую секунду свое падение в пропасть. Он просто лезет на скалу и все. Он научился отключать (или он сам отключается, непроизвольно) страх высоты. И логика тут совершенно не при чем.
Но вообще удивительно. Как гипертрофировано раздуты переживания невротиков. Ну ладно – детская травма, какие-то связи между безобидными предметами и истерическими припадками. Все это можно раскопать, объяснить и продемонстрировать пациенту. Но ведь другие люди даже в минуту реальной смертельной угрозы – здесь и теперь – не ведут себя так! Не впадают в ступор, не бьются в истерике, не тонут в пучинах ужаса. Они как бы не вовлечены. Они не играют. Но разве играет человек, боящийся высоты, оказавшийся на краю пропасти? Что в нем играет, когда каждая клетка в нем визжит: «Отойди!» Как-то все это непросто. И нелогично.
|
</> |