нелогично
antimeridiem — 25.01.2025
«Свет логики изгоняет или оттесняет эти силы».(Михаил Зощенко, «Перед восходом солнца»)
Приходится верить, ведь ему, по его же собственным свидетельствам, это помогло.
Но тут вот какое дело. Например, смотришь фильм, и там назревает какая-то особо жестокая сцена. Можно отвести глаза и смотреть в стену, или на окружающие предметы, или вообще зажмуриться. И сказать себе, что это – лишь фильм. Никто не мучается, все было совершенно безболезненно снято на пленку, да и кончилось уже давным-давно, проехали. Да и не с тобой это происходит. Т.е. тут чистая очевидность, железная логика, лежащая буквально на поверхности. Не нужно этого многолетнего копания в своем прошлом, выискивания связи между детскими переживаниями и текущими аффектами. Но вопреки этой кинематографической очевидности вовлеченность все равно остается. Отводя глаза, ты все равно отчасти остаешься в той сцене, она как бы продолжает длиться, сохраняет субъективную реальность. Мало зажечь свет логики – он должен разрушить вовлеченность. Но это так не работает.
Когда человек забирается на крышу и боится подойти к краю – это нелогично. Чего ему падать? Сколько раз в жизни он вот так спонтанно спотыкался, или его сносило порывом ветра, особенно если сосредоточен и ведешь себя осторожно? Да никогда! Но этот край крыши вполне может наводить ужас, вопреки полной его безопасности. Да то же кино – даже смотреть на то, как кто-то идет по карнизу, может быть страшно.
Можно подумать, что это какое-то проклятие, морок. Вот бы видеть все ясно и реагировать адекватно. Но помимо таких тяжких последствий, всех этих фобий и нелогичных симптомов эти же механизмы несут и очевидную защитную функцию. Каждый знает, что умрет и умрут его дети, друзья и вообще – все. И это не какая-то там высокая вероятность, это точно. Но эта перспектива не производит в норме никакого разрушительного эффекта. Человек просто не берет в голову. Так же как скалолаз не представляет каждую секунду свое падение в пропасть. Он просто лезет на скалу и все. Он научился отключать (или он сам отключается, непроизвольно) страх высоты. И логика тут совершенно не при чем.
Но вообще удивительно. Как гипертрофировано раздуты переживания невротиков. Ну ладно – детская травма, какие-то связи между безобидными предметами и истерическими припадками. Все это можно раскопать, объяснить и продемонстрировать пациенту. Но ведь другие люди даже в минуту реальной смертельной угрозы – здесь и теперь – не ведут себя так! Не впадают в ступор, не бьются в истерике, не тонут в пучинах ужаса. Они как бы не вовлечены. Они не играют. Но разве играет человек, боящийся высоты, оказавшийся на краю пропасти? Что в нем играет, когда каждая клетка в нем визжит: «Отойди!» Как-то все это непросто. И нелогично.
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Галя! У нас отмена
Предновогодний Петербург
ДЕНЬ ЧЕКИСТА. О ЧЁМ МОЛЧАЛ ЗОРГЕ
"Любовь на бис"- будет наш прощальный карнавальный спектакль.
Равновесие
С днём рождения
Самый главный подарок для родителей...
Такие разные горы

