Неисправимый идеалист Платон
fan_project — 22.08.2024Он родился в Афинах между 429 и 427 годами до новой эры. Родители назвали его Аристокл, буквально означавшее «Наилучшая слава». Это имя оставалось с ним до юности. Он был крепок в кости: развитая грудь, сильные руки, мощные ноги. В юности его увлекла борьба, он легко укладывал соперников на спину, ему прочили место первого победителя в Афинах на соревнованиях, только ему надо еще упорнее тренироваться, выбирать себе противника сильнее.
Он тренировался, развивал свои мышцы, побеждал. Но в неменьшей степени его увлекали творческие занятия, он писал комедии, трагедии, показывал родителям, те одобряли его начинания, но советовали остановиться на чем-нибудь одном - либо на спорте, либо на творчестве. Он выглядел очень благородно, статный юноша с крупной головой, широким открытым лицом и лбом мыслителя. Коллеги по борцовской школе прозвали его Платон, что по-гречески означало «широкий». Он не возражал. Так за ним закрепилось это его новое имя.
Его семья в Афинах была хорошо известна, отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать Периктиона была родственницей популярного в Афинах законодателя Солона, одного из семи мудрецов Греции. В детстве и юности Платон ни в чем не нуждался, все его желания исполнялись. Он был очень любознательным подростком, интересовался философией, музыкой, скульптурой, их дом посещали известные греческие поэты-сказители, скульпторы, архитекторы, музыканты и актеры.
Когда ему исполнилось 20 лет, он избрал в школу Сократа, стал слушать его лекции и так увлекся, что забывал о времени, о еде. Однажды он пришел домой очень возбужденный, никому ничего не сказал, собрал все свои сочинения и отнес их в печку - Сократ и его поучения оказали на него столь сильное впечатление, что он решил посвятить свою жизнь философии и поискам истины. В своих рассуждениях и спорах с противниками Сократ раскрывал бессодержательность пустых размышлений, в своих лекциях старался установить такую теорию познания, чтобы она давала верное понятие о предмете, отделяла существенное от пустого, бессодержательного. Знания, доказывал он, есть основа добродетели и всякое действие должно базироваться на нравственном самопознании, а не на бездоказательной ссылке на существующий обычай.
Все эти рассуждения были в новинку. Платон старался не пропустить ни одной лекции. И когда ему сообщили о судебном процессе над Сократом, затем о его гибели, он очень переживал, несколько дней ходил сам не свой, для него это была большая потеря, у него не будет этого умного, нравственного учителя. Кто его заменит?
Когда позднее он написал свое первое философское рассуждение, то назвал его «Апология Сократу», в котором изложил учение Сократа и свои собственные соображения. Именно несправедливая казнь необычного, упрямого философа Сократа, поднесенная ему чаща с ядом, привела Платона к мысли попытаться создать такое государственное устройство, как бы идеальное, в котором властвовали бы законы, а не произвол правителей. Так он решил создавать собственную философию объективного идеализма, искал первооснову всех вещей. Впоследствии он говорил, что благодарит небо за четыре благодеяния, которые были ему дарованы: он родился человеком, а не животным, он мужчина, а не женщина, он грек, а не варвар и, наконец, в-четвертых, он родился афинским гражданином во времена удивительного философа Сократа.
Но в юные годы Платону не хватало опыта, впечатлений реальной жизни. В конце концов, он решил покинуть Афины, отправился в другие страны, стал путешественником. Побывал в Египте, в Италии, отправился на Сицилию.
Однажды в поездке он познакомился с одним молодым человеком по имени Дион. Тот внимательно выслушал Платона и сделался поклонником его философии. Этот Дион оказался зятем тирана Дионисия Старшего, правителя и военачальника в Сиракузах, самого большого и богатого в то время города не только на острове Сицилия.
Узнав об идеях Платона о справедливом государственном устройстве, Дион пригласил молодого философа к царскому двору Дионисия Старшего. Обещал всякие блага. Платон обрадовался, ему казалось, что он нашел правителя, которому расскажет о своих идеях справедливого государства и ответственности правителя перед избравшим его народом.
Как позднее отмечал Плутарх, Платон говорил о добродетели и справедливости, доказывал, что всякий человек быстрее может достигнуть добродетели, чем тиран, и что жизнь справедливого человека счастлива, а несправедливого несчастлива. Дионисий выслушал его сентенции молча. Он посчитал, что этот заезжий философ выступает против него лично, и спросил, с какими намерениями философ приехал на Сицилию. Платон ответил: «Я ищу хорошего человека». Тиран был возмущен и воскликнул: «Клянусь богами. Ты, значит, не нашел его! Твои речи похожи на старческие, он отдают слабостью». Платон ответил: «А твои - тиранством». Эти дерзкие слова стали приговором.
Дионисий не вступал с ним в спор. Он больше не выражал своего мнения. Платон не понял, что тирану не понравились его рассуждения. Дионисий же велел своим подданным схватить вольнодумца, увезти его подальше и продать в рабство. Никаких с ним разговоров, тип крайне опасный.
Платону повезло, по преданию, его купил богатый человек по имени Анникерид, который вез в Грецию на соревнования лошадей, и ему нужен был конюх. Но, поговорив с Платоном, он был удивлен его рассуждениями, внешним благородным обликом и попросил рассказать о себе. Платон рассказал. Тот еще больше удивился и понял, что перед ним не раб, а настоящий философ. Он отпустил Платона и дал ему денег.
Говорят, этих денег Платону хватило на то, чтобы купить в предместье Афин землю и устроить там свою школу - Академию, вход в нее был свободным, его выступления мог слушать любой желающий, денег за прослушивание лекций он не брал. Его интересовали молодые люди, которые стремились к знаниям, для них в Академии он устроил спортивные территории, высадил сад, в котором можно было беседовать в тени плодовых деревьев. Среди его учеников оказался и Аристотель, его будущий соперник, знаменитый философ, основатель своего Ликея (Лицея), воспитатель Александра Македонского.
В Академии Платона ученики знакомились с такими науками, как математика, астрономия, ботаника и литература. Исходя из платоновской идеи существования добра и истины, его ученики хотели провести реформу города-государства и в качестве управляющих предлагали себя. Платон сформулировал принципы и правила, руководствуясь которыми можно было строить справедливое государство.
Согласно Платону, такое государство должно было бы состоять из следующих сословий: философов-правителей, стражей-охраны и третьего сословия, куда входил бы трудовой люд: крестьяне, ремесленники, торговцы. Каждое сословие должно было заниматься своим делом: философы-правители - писать законы и требовать их исполнения, стража - охранять государство от внешних врагов, крестьяне и ремесленники - производить материальные блага для себя и для первых двух сословий. Все сословия, весь народ должны руководствоваться такими добродетелями, как мудрость, мужество и послушание.
Но на Сицилии Платона не забыли. После смерти тирана Дионисия его сын и преемник Дионисий Младший в 367 году пригласил Платона к себе в гости, пообещав стать его верным учеником. Платон согласился. Приехал, снова стал развивать свои идеи о справедливом государстве, о несправедливости тиранов, Дионисий Младший со временем понял, что эти идеи означают лишение его власти и богатства. Он просто выгнал философа…
Платон, которому уже перевалило за сорок лет, вернулся в Афины. Его схематически упрощенно построенное государство не состоялось, никто не хотел проводить такой эксперимент. Платона критиковали, ругали, обвиняли в том, что он потерял связь с реальностью, он настоящий идеалист. Демокрит, например, один из основателей атомистики и материальности окружающего мира, утверждал, что в окружающем мире нет ничего, кроме природы, и рассказ Платона о боге и невидимом мире не более чем его собственная выдумка.
Платон был возмущен. По некоторым сведениям, он лично скупал книги Демокрита и сжигал их. По дошедшим до нас сведениям, Платон умер в 347 году до новой эры в день своего рождения. Его похоронили на территории его школы в Академии. Считается, что он был погребен под своим настоящим именем Аристокл.
«100 великих удивительных людей», Михаил Николаевич Кубеев, 2019г.