Небесная микроволновка


Ровно 60 лет назад, 27 ноября 1963 года, было принято секретное постановление советского правительства о запуске в серийное производство на куйбышевском авиазаводе №18 первого советского самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ту-126, сделанного на базе пассажирского авиалайнера Ту-114.
Самолет, оснащенный мощным радаром "Лиана", мог обнаруживать воздушные цели типа "бомбардировщик" на дистанциях до 300 километров и в ручном режиме наводить на них тяжелые барражирующие перехватчики Ту-128, составлявшие с Ту-126 единый комплекс ПВО.
"Лиана" одновременно отслеживала до 10 целей, а оператор наведения давал целеуказания нескольким перехватчикам, каждый из которых нес по четыре ракеты Р-4Р класса "воздух-воздух" с радиолокационными головками самонаведения и дальнобойностью 16 километров.
Главной задачей комплексов Ту-126/128 было прикрытие огромной северной морской границы СССР от налетов американских стратегических бомбардировщиков с термоядерными бомбами со стороны Северного полюса. В 1960-е годы такие налеты считались советским военно-политическим руководством весьма возможными и даже вполне вероятными. Но на практике "летающим радарам" приходилось действовать не только над Северным Ледовитым океаном, но и над Атлантикой, Центральной Европой, Балтийским и Северным морями.
За три года в Куйбышеве построили всего восемь машин, ставших самыми дорогими и сложными самолетами советских ВВС. В 1966-м первые два из них поступили на вооружение специально сформированной 67-й отдельной спецэскадрильи ДРЛО. В дальнейшем туда же зачисляли и остальные машины по мере их поступления с завода. Эскадрилья базировалась на литовском аэродроме Шяуляй.
Ту-126 оказался относительным долгожителем. Как писали в тогдашних газетах, он "охранял покой и мирный труд советских граждан" до 1985 года, когда ему на смену пришел более совершенный самолет того же класса А-50, сделанный на базе военно-транспортного Ил-76. Машина получилась в техническом плане вполне надежной: за все годы службы с Ту-126 не произошло ни одной катастрофы или серьезной аварии.
Однако опасность для экипажей состояла в другом. Мощное сверхвысокочастотное излучение бортовой электроники создавало значительную угрозу здоровью летчиков. Фактически они подвергались в полете тому же воздействию, какому подвергаютсчя продукты в микроволновой печи, хотя, конечно, в гораздо меньшей степени. Тем не менее, оно было весьма ощутимо, а наиболее наглядным его проявлением становилась потеря волос. Летчики и радиооператоры Ту-126 быстро лысели.
Кроме того, они жаловались на слабость, сильные головные боли, головокружение и бессонницу. Данные их медицинских обследований до сих пор не опубликованы, но по неофициальной информации, излучение вызывало онкологические заболевания, патологии крови и головного мозга, грозящие инсультом и параличом.
Вдобавок, при работе оборудования самолет быстро накапливал статическое электричество, так что, уже через два-три часа полета (а штатная продолжительность полета Ту-126 составляла 10-11 часов) ко многим металлическим деталям внутри фюзеляжа нельзя было прикоснуться без перчаток - било током. Но все это считалось приемлемым, а риск - оправданным, ведь речь шла о стратегической безопасности державы, строящей коммунизм в злобном капиталистическом окружении.

Проектная компоновочная схема Ту-126 с кормовой дистанционной пушечной турелью, от которой отказались еще на этапе прототипа.

Ту-126 в полете. Хорошо виден грибообразный обтекатель антенны РЛС и обтекатель станции постановки помех под хвостовым оперением.

Ту-126 летит в сопровождении американского палубного штурмовика "Скайхок".

Работавший совместно с Ту-126 тяжелый перехватчик Ту-128 в Монинском авиамузее. Таких самолетов было построено 188 штук и они состояли на вооружении до 1990 года.
|
</> |