Неаполь в Лувре

Начну, наверное, с того, чем кураторы предлагали закончить, чтобы оценить разносторонность коллекции Каподимонте — Энди Уорхол, «Везувий», 1985.

Шкатулка Фарнезе. Какой-то, видимо, легендарный артефакт, потому что про него было несколько стендов и сопутствующих экспонатов. Вроде картины, на которой кто-то держит книгу, которую по легендам хранили в этой шкатулке :-)

Пишут, что шкатулка украшена сценами из жизни Александра Македонского (тёзка заказчика, кардинала Фарнезе) и Геракла (покровителя семьи Фарнезе). Моей культуры не хватает, чтобы понять, кто на этой картине: то ли Геракл (лежит на шкуре льва), то ли Александр Македонский (история с Диогеном), то ли каша из обеих историй (Александр Македонский отбрасывает тень на Геракла).

У меня давно мечта походить по Лувру, читая подробное описание сюжета каждой картины. Все вот эти вот библейские истории, греческие мифы и исторические анекдоты. Потому что регулярно попадается интересное — а если не вчитываться, то картина как картина. Вот эта, например, — ангелы поднимают Марию Магдалину на небеса. Кажется, стандартный сюжет вознесения христианского святого. Но в описании говорят, что по легенде Мария Магдалина ушла в отшельничество, и каждый день поднималась из своей пещеры на небеса. С этим уточнением по-другому видишь спокойствие на лице Марии Магдалины — для неё это ежедневная рутина, как лифт на работе.

«Диана охотница верхом на олене», конец XVI — начало XVII века. Во-первых, собачки на цепи — это не античная богиня, это модная девочка. Во-вторых, пишут, что это «автомат» — его ставили на стол, и он ездил, останавливаясь перед каждым приглашённым. Внутри у него вино — для того, чтобы выпить, нужно было снять голову оленя. Непонятно, нужно ли было что-то делать, чтобы он ехал дальше, или там был какой-то таймер (выпивка на скорость).

Парные картины «Отправление Карла III в Испанию», одна — вид с земли (Везувий, Капри), другая — вид с моря (дворец Каподимонте, откуда привезли в Лувр эту картину, в это время как раз строится).


Отдельный зал для cartons — подготовительных рисунков для картин. Вот это картина Рафаэля и то, что долгое время считалось эскизом для неё. Но недавние исследования показали, что под слоем краски картины виден другой рисунок, с постепенными исправлениями — то есть, первоначальная композиция была несколько иной. А рисунок справа сняли уже с нарисованной картины.


Самое интересное было в Большой Галерее, когда привезённые из Неаполя картины повесили вперемешку с экспонатами Лувра. В зале примитивистов был вот это «Распятие» Мазаччо, 1426. Обращают внимание на безутешную Марию Магдалину, она как бы подталкивает зрителя разделить с ней эти эмоции. Пишут, что в это время в изобразительном искусстве начали уделять внимание не только анатомии, но и человеческим эмоциям.

Мазолино да Паникале, «Основание Санта-Мария-Маджоре», 1427-1429. Человек с тяпкой внизу — это папа Либерий. По легенде предыдущей ночью выпал снег (это Рим, август — реальное чудо), и папа на снегу очерчивает периметр будущей церкви. Википедия говорит, что по этому поводу есть праздник Девы Марии Снежной, 5 августа. Очень интересно было бы посмотреть, как его празднуют в Италии!

Джованни Беллини, «Преображение», 1478-1479. Обращают внимание на табличку на заборе, на переднем плане (это подпись автора) и на достаточно реалистические сцены на заднем плане — для того времени это было очень новаторски (за 150 лет до того Джотто нарисовал домик на фоне Франциска Ассизского, тогда новаторским казалось само наличие в картине пейзажа, реального мира).

Колантонио, «Жизнь Святого Винсента Феррера», 1456-1458. Мне понравился фрагмент (правый нижний угол) с душой святого, которую два ангела выносят через окошко.


Колантонио, «Святой Иероним в своём кабинете», 1444-1450. Это просто мой любимый персонаж (переводчик Библии) и любимая история про льва (который рычит не потому, что по природе злой, а потому что у него заноза в лапке).

Якопо де Барбари, «Портрет Луки Пачоли с учеником», 1495. Учитель рисует на доске какую-то геометрическую задачу, а слева висит «ромбокубооктаэдр» — это та фигура, которую мы называли «шариком» в змейке Рубика :-)

«Шарик» прозрачный, наполовину заполнен водой, за счёт чего там достаточно сложные отражения, в которых видно окно этой комнаты. Википедия дополняет, что картина подписана (подпись на бумажке на столе, слева от красной книги, на этой же бумажке прекрасная муха), но при этом авторство не уверенное — в Лувре тоже написали «приписывается».


Аннибале Карраччи, «Геракл на распутье», 1596. Очень странная картина. Я ожидал, что Геракл выбирает между героической жизнью (слева) и артистической (справа). Ну как Аполлон, который и из лука стрелец, и на кифаре игрец. Кураторы же пишут, что это выбор между сложным путём добродетели и простой жизнью во грехе. То есть, вот эти вот книги, музыка, театр — это пороки?

Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1612-1613. Пишут, что жестокость этой картины отражает ненависть художницы к изнасиловавшему её учителю. Википедия подтверждает и историю, и интерпретацию картины. Действительно, по-другому смотришь и на отвращение (держаться подальше), и на решительность жеста (был бы рядом — помог бы).

|
</> |