Неаполь в Лувре

топ 100 блогов green_fr03.10.2024 Вторую половину 2023 году в Лувре была неапольская выставка. Поводом был ремонт в музее Каподимонте. Выставка получилась прекрасной — в Лувр привезли шедевры другого музея, причём повесили их не одним залом, как это обычно делают со временными выставками, а развесили практически по всему музею таким образом, чтобы они «разговаривали» с экспонатами Лувра. Плюс побаловались с интерактивностью — обычно на выставках к некоторым экспонатам делают детские комментарии, они на отдельных табличках, чуть ярче и крупнее обычных, я их обязательно читаю (часто как раз мой уровень). В этот раз на входе предлагали скачать приложение, чат-бот выставки, с которым можно было просто так разговаривать (не представляю, о чём), а можно было присылать ему фотографии особо помеченных экспонатов — и он что-то про них рассказывал. Не думаю, что приживётся, но программисты свой кайф получили.

Начну, наверное, с того, чем кураторы предлагали закончить, чтобы оценить разносторонность коллекции Каподимонте — Энди Уорхол, «Везувий», 1985.

Неаполь в Лувре

Шкатулка Фарнезе. Какой-то, видимо, легендарный артефакт, потому что про него было несколько стендов и сопутствующих экспонатов. Вроде картины, на которой кто-то держит книгу, которую по легендам хранили в этой шкатулке :-)

Неаполь в Лувре

Пишут, что шкатулка украшена сценами из жизни Александра Македонского (тёзка заказчика, кардинала Фарнезе) и Геракла (покровителя семьи Фарнезе). Моей культуры не хватает, чтобы понять, кто на этой картине: то ли Геракл (лежит на шкуре льва), то ли Александр Македонский (история с Диогеном), то ли каша из обеих историй (Александр Македонский отбрасывает тень на Геракла).

Неаполь в Лувре

У меня давно мечта походить по Лувру, читая подробное описание сюжета каждой картины. Все вот эти вот библейские истории, греческие мифы и исторические анекдоты. Потому что регулярно попадается интересное — а если не вчитываться, то картина как картина. Вот эта, например, — ангелы поднимают Марию Магдалину на небеса. Кажется, стандартный сюжет вознесения христианского святого. Но в описании говорят, что по легенде Мария Магдалина ушла в отшельничество, и каждый день поднималась из своей пещеры на небеса. С этим уточнением по-другому видишь спокойствие на лице Марии Магдалины — для неё это ежедневная рутина, как лифт на работе.

Неаполь в Лувре

«Диана охотница верхом на олене», конец XVI — начало XVII века. Во-первых, собачки на цепи — это не античная богиня, это модная девочка. Во-вторых, пишут, что это «автомат» — его ставили на стол, и он ездил, останавливаясь перед каждым приглашённым. Внутри у него вино — для того, чтобы выпить, нужно было снять голову оленя. Непонятно, нужно ли было что-то делать, чтобы он ехал дальше, или там был какой-то таймер (выпивка на скорость).

Неаполь в Лувре

Парные картины «Отправление Карла III в Испанию», одна — вид с земли (Везувий, Капри), другая — вид с моря (дворец Каподимонте, откуда привезли в Лувр эту картину, в это время как раз строится).

Неаполь в Лувре

Неаполь в Лувре


Отдельный зал для cartons — подготовительных рисунков для картин. Вот это картина Рафаэля и то, что долгое время считалось эскизом для неё. Но недавние исследования показали, что под слоем краски картины виден другой рисунок, с постепенными исправлениями — то есть, первоначальная композиция была несколько иной. А рисунок справа сняли уже с нарисованной картины.

Неаполь в Лувре Неаполь в Лувре


Самое интересное было в Большой Галерее, когда привезённые из Неаполя картины повесили вперемешку с экспонатами Лувра. В зале примитивистов был вот это «Распятие» Мазаччо, 1426. Обращают внимание на безутешную Марию Магдалину, она как бы подталкивает зрителя разделить с ней эти эмоции. Пишут, что в это время в изобразительном искусстве начали уделять внимание не только анатомии, но и человеческим эмоциям.

Неаполь в Лувре

Мазолино да Паникале, «Основание Санта-Мария-Маджоре», 1427-1429. Человек с тяпкой внизу — это папа Либерий. По легенде предыдущей ночью выпал снег (это Рим, август — реальное чудо), и папа на снегу очерчивает периметр будущей церкви. Википедия говорит, что по этому поводу есть праздник Девы Марии Снежной, 5 августа. Очень интересно было бы посмотреть, как его празднуют в Италии!

Неаполь в Лувре

Джованни Беллини, «Преображение», 1478-1479. Обращают внимание на табличку на заборе, на переднем плане (это подпись автора) и на достаточно реалистические сцены на заднем плане — для того времени это было очень новаторски (за 150 лет до того Джотто нарисовал домик на фоне Франциска Ассизского, тогда новаторским казалось само наличие в картине пейзажа, реального мира).

Неаполь в Лувре

Колантонио, «Жизнь Святого Винсента Феррера», 1456-1458. Мне понравился фрагмент (правый нижний угол) с душой святого, которую два ангела выносят через окошко.

Неаполь в Лувре Неаполь в Лувре

Колантонио, «Святой Иероним в своём кабинете», 1444-1450. Это просто мой любимый персонаж (переводчик Библии) и любимая история про льва (который рычит не потому, что по природе злой, а потому что у него заноза в лапке).

Неаполь в Лувре

Якопо де Барбари, «Портрет Луки Пачоли с учеником», 1495. Учитель рисует на доске какую-то геометрическую задачу, а слева висит «ромбокубооктаэдр» — это та фигура, которую мы называли «шариком» в змейке Рубика :-)

Неаполь в Лувре

«Шарик» прозрачный, наполовину заполнен водой, за счёт чего там достаточно сложные отражения, в которых видно окно этой комнаты. Википедия дополняет, что картина подписана (подпись на бумажке на столе, слева от красной книги, на этой же бумажке прекрасная муха), но при этом авторство не уверенное — в Лувре тоже написали «приписывается».

Неаполь в Лувре Неаполь в Лувре

Аннибале Карраччи, «Геракл на распутье», 1596. Очень странная картина. Я ожидал, что Геракл выбирает между героической жизнью (слева) и артистической (справа). Ну как Аполлон, который и из лука стрелец, и на кифаре игрец. Кураторы же пишут, что это выбор между сложным путём добродетели и простой жизнью во грехе. То есть, вот эти вот книги, музыка, театр — это пороки?

Неаполь в Лувре

Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1612-1613. Пишут, что жестокость этой картины отражает ненависть художницы к изнасиловавшему её учителю. Википедия подтверждает и историю, и интерпретацию картины. Действительно, по-другому смотришь и на отвращение (держаться подальше), и на решительность жеста (был бы рядом — помог бы).

Неаполь в Лувре

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фильм «Полёты во сне и наяву» режиссёра Романа Балаяна вышел на экраны в 1983 году. Съёмки фильма проходили в городе Владимире, столице Владимирской области, где и находится знаменитая усадьба графа В.С. Храповицкого Муромцево. ...
Израиль запросил мира, чтобы напасть на Ливан. Хитро придумано, война на 2 фронта приведет к неминуемому поражению Израиля, а обезопасив свой тыл со стороны сектора Газы, можно попытаться разгромить противников по одиночке. ...
Даша Навальная заговорила про политику: 0) То, что она в 20 лет на иностранном языке с выражением зачитывает сложный текст про политику, да ещё на большую аудиторию - это лично для неё уже вполне себе достижение. Потому к ней у меня нет вопросов и претензий. Ссылка на её ...
Захарова отреагировала на заявление Зеленского. Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова прокомментировали заявления президента Украины Владимира Зеленского. Ранее в интервью изданию The Guardian Зеленский заявил, что не исключает возможность изменения формата ...
""Один день Ивана Денисовича" и "Денискины рассказы" это разные произведения. И авторы у них разные". "Я много кому преподавал, даже неразумным хазарам". Человек человеку - волкодав. Драконовские полумеры. NN о муже-математике (спросили, как тот разместил СВО в своей картине мира?). ...