Не в свои сани


Был старый советский анекдот о том, как Брежнев, посмотрев фильм «17 мгновений весны», распорядился дать государственную премию Штирлицу.
Не так уж и смешно. Большинство людей олицетворяют актеров и героев, которых они играют. А Брежнев – простой зритель, что с него взять.
Но гораздо хуже – и это уже на грани болезни – когда актеры сами так входят в образ, который создают на экране, что меняются не только внутренне, но и внешне. Есть по этому поводу исследования психологов
Одно из них, проведенное в 2018 году, показало, что 40% актеров с трудом отделяли себя, свою личность от личностей своих персонажей. Более того, отмечены случаи, когда актер менялся физически, примеряя на себя качества героя, которые сознательно имитировал и культивировал для усиления эффекта своей роли.
Стивен Браун, специалист Департамента психологии и неврологии Университета Макмастера, считает, что актеры часто не могут избавиться от эмоций, связанных с их персонажами. Вымышленный человек, образ которого актер создает на сцене, становится его тенью. Граница между собственным «Я» артиста и героем пьесы или фильма стирается, и слияние личностей персонажа и актера происходит уже не на сцене, а в реальной жизни. Это негативно сказывается на психике и нервной системе и, как следствие, приводит к различным трагедиям.
Мне одна актриса ( не хочу называть ее имени) рассказывала, как после роли героического непоколебимого летчика ее муж из мягкого, стеснительного человека превратился чуть ли не в монстра и даже поднимал на нее руку. Есть актеры, которые после исполнения роли царя начинают вести себя именно так, самодержавно – вспомните хотя бы Бесогона всея Руси. Не знаю, в какую роль заигрался Дмитрий Певцов, то ли в Генриха Наваррского, то ли «по прозвищу Зверь», но ведет он себя точно как дурачок Моисейка. А Машков? Он ведь не только Давида Гоцмана играл, но и негодяя «Вора»..
Тяжело сказалась на жизни актера Василия Ланового роль офицера Варравы. И роль-то не главная, и на экране он появляется не больше 15 минут в общей сложности, но актер так вжился в свою роль, что стал носить генеральский мундир с медалями и орденами, участвовать в парадах победы или как там это называется, а сейчас ему еще и бюсты устанавливают в разных городах – как настоящему герою. Гляньте – уже поставили в Волхове, Наро-Фоминске, Керчи и Севастополе. И это, надо полагать, только начало…
Людмила Гурченко ненавидела свою Леночку Крылову в фильме, который сделал ее безумно популярной – в «Карнавальной ночи». Много лет режиссеры видели ее только веселой танцующей и поющей девочкой. В книге «Аплодисменты» она описала весь ужас того, как оказываешься заложником одного образа, одной роли.
Но это настоящие актеры. Таких мало…


|
</> |