Не только Конан (ч.2)

Начало - тут. Создал также отдельный тэг под автора, т.к. там еще читать-неперечитать.
«Могилы не надобно / Dig Me No Grave»
Из цикла про Джона Кирована, который со своими друзьями Конрадом и О’Доннелом постоянно влипает в какие-то загадочные и мистические приключения. Почему-то. Может, в других рассказах объясняются причины таких сово-падений, но я их не читал. В этой истории, Конрад приглашает Кирована поприсутствовать с ним для храбрости в доме, где ему поручено осуществить посмертный ритуал над телом недавно скончавшегося старика, согласно его завещанию, где содержались очень подробные инструкции. Почему бы не выполнить последнюю дедову причуду? Но по мере исполнения обрядов, герои вдруг начинают понимать, что с ними (и трупом) в комнате присутствует еще кто-то…
Рассказ относится к тем, где ощущается творческое сотрудничество Говарда и ГФЛ, потому в нем присутствуют упоминания ктулхианской мифологии. Довольно атмосферно, но это такая типичная лавкрафтовщина в духе: «Страшно, очень страшно. Если б мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое»(с) Нагнетается напряжение и замогильный ужас достаточно грамотно, а вот к развязке есть небольшие вопросики, но задавать их не очень-то и хочется, если честно.
«Прикосновение смерти / The Fearsome Touch of Death»
Эффектный короткий рассказик, продолжающий тему ночного бдения возле мертвого человека, затронутую в предыдущем «Dig me no grave». Здесь, однако, все выдержано абсолютно в духе журнальной антологии Weird Tales с тамошними неожиданными и остроумными финальными твистами (ради которых зачастую произведение и писалось) – позднее идейными продолжателями этой традиции стали, на мой взгляд, телесериалы типа «Сумеречной зоны», «Внешних пределов», «Альфред Хичкок представляет». Довольно достоверно передано психологическое состояние человека, который не верит особо в какую-то чертовщину, но все равно чувствует себя до крайности неуютно, оказавшись заперт на ночь в комнате с трупом. А обладая богатым воображением, он быстро начинает фантазировать всякое — и уж нам ли не знать, что никто и ничто не способно так напугать, как собственная фантазия, которую подчас невозможно контролировать.
«Мертвые помнят / The Dead Remember»
Мистический вестерн про ковбоя, совершившего по оплошности и горячности двойное убийство. И вот теперь за ним следует зловещее проклятие погибшей женщины, которая преследует его в видениях и грозит страшными карами. Или это всего лишь совесть мучает преступника? Как знать… Концовка оставляет место для двойной интерпретации.
«Аббатство / Оскал жабы / The Abbey»
Посмертно опубликованная история, и довольно странная. Некий безымянный рассказчик прибывает в заброшенный средневековый монастырь в поисках душевного умиротворения. Однако находит там вовсе не то, чего ожидал – зловещая тишина, обрывок письма загадочной незнакомки, непонятные метаморфозы окружающей действительности, и единственный странный монах не вполне человеческой природы.
Мне в этом рассказе показалось несколько неуклюжим сочетание столь большого количества странных элементов: тут вам и мерзкие монстры (даже джва!), и психологический экзистенциальный кризис главного героя, и дева в беде почти архетипически-сказочная, и игры с искривлением пространства/времени. А также резкие перепады настроения и темпа: от головоломного экшена до меланхоличных самокопаний. Выглядит как какая-то фантасмагория или причудливый сон. Возможно, так и планировалось – не знаю.
|
</> |