НЕ РИШЕЛЬЕ...
ygashae_zvezdu — 18.03.2019Сегодня отмечает день рождения «кардинал Ришелье» Советского кино Александр Трофимов (1952).
Путь этого актера был определен раз и навсегда. В 1974 году выпускник Щуки Трофимов переступил порог театра на Таганке и до сих пор там работает. Самая заметная роль на сцене Иешуа в «Мастере и Маргарите».
Первая роль в большом кино тоже оказалась для Трофимова знаковой. В 1978 году режиссер Юнгвальд-Хилькевич доверил молодому актеру сыграть кардинала Ришелье в разудалой по тем временам и каждому известной трехсерийке.
По этой роли широкий зритель запомнил Трофимова навсегда, другие его роли игнорируя.
Почему так произошло?
Проблема Трофимова состояла в том, что он по внешности не ложился ни под одно пользующееся спросом амплуа. Ни «герой-любовник», ни комик, тем паче не «простой парень» или «мужик». Для опереточного злодея слишком интеллектуален.
При этом внешность запоминающаяся.
Удивительно ли, что после «Мушкетеров» Трофимова начали использовать в картинах, действие которых происходило в Европе прошлых веков. В «Маленьких трагедиях» он сыграл председателя Вальсингама. В «Женщине в белом» сицилийца Песко. В телеспектакле «Ромео и Джульетта» брата Лоренцо. Роли не главные, но и Ришелье не главная. Другое дело, - в этих ролях зритель Трофимова не запомнил.
Между тем, на сцене Таганки Трофимов сыграл Гоголя в спектакле «Ревизская сказка». Не знаю, видел ли его в этой роли режиссер Михаил Швейцер (работавший с Александром еще в «Маленьких трагедиях»), но его решение ввести персонаж Гоголя-Трофимова в экранизацию «Мертвых душ» удачно. Трофимов действительно похож на классика. В 2009 году он сыграет в спектакле «Арабески» отца Николая Васильевича, подводя своеобразную черту.
В 1987 судьба вроде предоставила Трофимову еще один шанс завоевать широкого зрителя. Он появился у великого сказочника Леонида Нечаева в картине «Питер Пэн» в роли пирата Джеймса Крюка (которого в голливудской экранизации играл сам Дастин Хофман). Однако, этот, во многом кризисный фильм Нечаева не имел доли того хайпа, который словила следующая его работа «Не покидай».
Трофимов все больше уходил в авторское кино. Он пользовался уважением режиссеров, правда фильмы эти часто не достигали экрана, прокатываясь на фестивалях.
Александр исполнил сразу две роли в «Страннике» Михаила Ведышева, - первооткрывателя Антарктиды Беллинсгаузена и современного ученого, нашедшего его архив.
Потом был интереснейший фильм Олега Тепцова «Посвященный», где Трофимов предстал в образе плохого, заштампованного актера, несущего в мир зло.
В 1990 в дебютном фильме Дмитрия Месхиева «Гамбринус» Трофимов сыграл тапера, бредящего революционными идеями.
Таковы экранные достижения Александра Трофимова за «советский» период.
В новое время он тоже снимался.
Но это уже другая история.