РАЗМЫШЛЕНИЯ НАСЧЕТ КОММЕНТОВ К ПОСТУ О ПЬЯНСТВЕ ОЛЕГА ДАЛЯ
ygashae_zvezdu — 11.03.2019Комментарии к посту «Как пил Даль» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/182029.html), ясно показали, что преклонение перед этим без скидок гениальным актером кончилось. Лишь редкие голоса оправдывают его бытовое разложение тонкой душевной организацией.
Совсем недавно было наоборот, - Даля все любили за ранний уход и неумеренные эскапады, рифмуя его с таким же безбашенным Владимиром Высоцким. Это свидетельство того, что пьянство в годы застоя воспринималось, как социальный протест.
Немалый процент обожествления алкашей лежит и на кинематографе тех лет. Появлялись, конечно, серьезные ленты на тему алкоголизма типа «Беды» Асановой, но популярным было развесёлое ухарство. Вы только посмотрите на этих героев: Женя Лукашин; клянчащий рубль Федул из «Афони»; веселая троица Трус, Балбес и Бывалый; многочисленные косые в исполнении Крамарова; спасающийся от рушащейся любви в бутылке слесарь Гоша; привольно валяющийся в метро влюбленный по собственному желанию. Чуть ли не самый громкий кинопроект против пьянства выродился в разудалую комедию «Сто грамм для храбрости».
Да что говорить, если уже во время сухого закона нас потешили лентой «Хорошо сидим!», где смачно и весело ужирались всенародные любимцы Кокшенов, Анофриев и Моргунов под песенку «Об этом никто не узнает, об этом никто не услышит…»
Сужу по детским воспоминаниям: над пьяницами добродушно посмеивались и советовали «иди, проспись», а нас, задирающих пьяного ребят, стыдили, - «Нечего тут!». Пили не то чтобы много, но громче и веселее, чем сейчас, напоказ всего двора и ему на потеху.
С сухим законом боролись просто, в каждом доме была точка, где гнали самогон. Даже я, двенадцатилетний и еще непьющий, эти точки знал и мог при случае направить страждущего туда.
Я с детства усвоил, что пьянство это смешно и весело. А тут еще подоспел фильм «Монпарнас, 19», где красиво умирал бухающий художник Модильяни в исполнении Жерара Филиппа. А еще я прочитал и сразу сделал образцом поведения Франсуа Вийона (до воровства, слава Богу, не спустился).
В лихие девяностые тоже бухали много. Все эти «Распутины», спирт «Ройял», «Белые орлы» («Без топлива не взлетишь»), «Амаретто», животная водка «Зверь», «Абсолют», «Финляндия», чуть позже «Исток». О, моя политая паленым алкоголем юность! Как я выжил, будем знать только мы с тобой…
Не хватало на колбасу, но на бутылку и порошок «Юпи» всегда находилось.
И кинематограф опять поддерживал веселые образы праздных гуляк, чему задали тренд «Особенности национальной охоты». Как весело гуляли герои «Ширли-мырли» и комедии Мамина «Горько!». Как выпивали питерские, еще не разожравшиеся вширь «Менты», питая журналистов слухами об алкогольном братстве на площадке.
Момент, когда быть пьяным стало не модно, я пропустил. Но сейчас это уже не модно. Никакого социального протеста алкаш больше не несет. Это слабохарактерное существо, удостаивающееся диагноза «Не мужик!».
И редкие люди находят оправдание Алейникову, Высоцкому, Далю.
Все закономерно, сейчас есть чем заняться: спорт, путешествия, доступна любая книга, любой фильм.
А алкоголь, - зло!
Несомненное!