Не наш вертолет

топ 100 блогов vikond6514.09.2024 сикор.jpg

Ровно 85 лет назад, 14 сентября 1939 года в США впервые взлетел вертолет "Воут-Сикорский" VS-300 — родоначальник огромного семейства всемирно известных американских винтокрылых машин. Его создателю — русскому авиаконструктору-эмигранту Игорю Сикорскому, уже исполнилось 50 лет, но он, тряхнув стариной, сам занял место за рычагами и поднялся в воздух, как на заре авиации, когда разработчики аэропланов зачастую были и их испытателями.

Разработкой вертолетов Сикорский занялся по собственной инициативе, просто потому что ему это было интересно, а средства — позволяли. И уже после успешного завершения испытаний его летательным аппаратом заинтересовались американские военные. Они профинансировали постройку новой, улучшенной модели, ставшей первым в мире крупносерийным армейским вертолетом.

Возникает вопрос: если бы Сикорский после революции не эмигрировал, а остался в России, то смог бы он войти в историю не только как создатель первого в мире тяжелого многомоторного самолета, но и как "отец" вертолетостроения? Думаю, что нет, поскольку в СССР авиаконструкторы занимались не тем, что они сами считали нужным и интересным, а лишь тем, что им заказывали "сверху".

А вертолеты в 1930-е годы у нас считались бесперспективной тематикой. На их разработку никто заданий не выдавал и денег не выделял. Особенно — после того как в 1936 году была закрыта программа единственного (и очень успешного!) советского довоенного вертолета ЦАГИ 1-ЭА, а его создателей — инженеров Черемухина и Изаксона посадили за "вредительство".

Так что, в СССР у Сикорского вряд ли был бы шанс стать всемирно известным вертолетостроителем. Да и вообще, судьба его, скорее всего, оказалась бы незавидной, ведь в довоенный период практически всем оставшимся в России авиаконструкторам с дореволюционным стажем, либо — с дореволюционным высшим образованием пришлось пережить унизительные допросы в ОГПУ-НКВД, а потом — провести по несколько лет за решеткой. Единственное исключение — Яков Гаккель, но он еще в начале 20-х полностью отошел от авиации, переключившись на разработку тепловозов.

В послевоенный период отношение к конструкторам заметно улучшилось, но все равно они фактически оставались привилегироваными рабами системы. Свободы творчества, передвижения, предпринимательства и многих других гражданских свобод у них по-прежнему не было, хотя, в материальном плане они были вполне обеспечены, особенно — на фоне тогдашнего "среднесоветского" жизненного уровня. Впрочем, многих такое положение устраивало.

На заставке — Сикорский в первом полете на VS-300 со страховочными тросиками.

Не наш вертолет Sikorskij-vozle-Gelikoptera-2..jpg
Сикорский увлекся вертолетами, еще живя в России и будучи 21-летним киевским студентом. На фото — он рядом со своей первой разработкой 1911 года, вертолетом соосной схемы на рельсовом шасси (!), который не смог оторавться от земли из-за недостаточной мощности двигателя. "Второе пришествие" вертолетов в жизни авиаконструктора случилось почти через 30 лет.

Не наш вертолет VS-300-S-46-with-IIS-copy.jpg
В начале 1940 года VS-300 был радикально усовершенствован: у него появилась закрытая кабина, изменилась схема шасси, и исчезли горизонтальные рулевые винты, оказавшиеся ненужными. В кабине модернизированного VS-300 — снова Сикорский.

Не наш вертолет
Одна из первых публичных летных демонстраций  VS-300 в 1940 году. Вертолет уверенно держался в воздухе, легко управлялся и развивал скорость до 80 км/ч, что считалось очень высоким показателем для тогдашних винтокрылых машин. Тем более, что на нем стоял относительно маломощный четырехцилиндровый мотор "Франклин" О-200 в 90 л.с.

Не наш вертолет
В 1941 году Сикорский поставил VS-300 на надувные поплавки, получив таким образом первый в мире вертолет-амфибию. В том же году он установил мировой вертолетный рекорд дальности полета, пролетев за полтора часа 120 километров.

Не наш вертолет
Слева - VS-300 на взлете, справа - он же в техническом музее Генри Форда. Видна силовая установка с ременной передачей от мотора к редуктору, бензобак и автомат перекоса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фолькваген Т4 или Т5 ,  удивл да. Приехал с жалобой, что не работает прерывистый режим дворников. А так как как нынче каждая палка в машине имеет собственные мозги и решает как ей работать, то подключил диагнозу. Вообще у VAG бляпиздец диагностика. Обычно никаких вменяемых данных он н ...
Примерно так было написано в посту одного чудака на букву "м". И это про него ещё мягко будет сказано. Пост был размещёв паблике города Новокуйбышевска. В нём автор заявляет, что женщина должна зарабатывать гораздо больше мужчины. Чтобы он не переживал о деньгах для семьи и не ...
Привет! Сегодня с Машиком гулять ходили. Набрели на заросли малины с малиной! Вот и лето началось! :-) ...
У нас на завтрак была покупная творожная запеканка. Я поначалу отнёсся к ней с недоверием, но потом втянулся. Индустрия запеканок за годы ушла далеко вперёд, а у меня просто устаревшее представление. Школьное. Школьная запеканка рождалась и погибала в борьбе. Я ни разу не видел её ...
Одновременно, словно по команде, в СМИ региональных недобитков, в т.ч. на арбузовском 112 пошла хитрая волна за «мир на востоке Украины». Крысы почувствовали, что колорадское дерьмо проигрывает и разыгрывается очередная партия под донецких паханов. Посыл, вроде бы, «наичестнейших правил» ...