Не наш вертолет
vikond65 — 14.09.2024Ровно 85 лет назад, 14 сентября 1939 года в США впервые взлетел вертолет "Воут-Сикорский" VS-300 — родоначальник огромного семейства всемирно известных американских винтокрылых машин. Его создателю — русскому авиаконструктору-эмигранту Игорю Сикорскому, уже исполнилось 50 лет, но он, тряхнув стариной, сам занял место за рычагами и поднялся в воздух, как на заре авиации, когда разработчики аэропланов зачастую были и их испытателями.
Разработкой вертолетов Сикорский занялся по собственной инициативе, просто потому что ему это было интересно, а средства — позволяли. И уже после успешного завершения испытаний его летательным аппаратом заинтересовались американские военные. Они профинансировали постройку новой, улучшенной модели, ставшей первым в мире крупносерийным армейским вертолетом.
Возникает вопрос: если бы Сикорский после революции не эмигрировал, а остался в России, то смог бы он войти в историю не только как создатель первого в мире тяжелого многомоторного самолета, но и как "отец" вертолетостроения? Думаю, что нет, поскольку в СССР авиаконструкторы занимались не тем, что они сами считали нужным и интересным, а лишь тем, что им заказывали "сверху".
А вертолеты в 1930-е годы у нас считались бесперспективной тематикой. На их разработку никто заданий не выдавал и денег не выделял. Особенно — после того как в 1936 году была закрыта программа единственного (и очень успешного!) советского довоенного вертолета ЦАГИ 1-ЭА, а его создателей — инженеров Черемухина и Изаксона посадили за "вредительство".
Так что, в СССР у Сикорского вряд ли был бы шанс стать всемирно известным вертолетостроителем. Да и вообще, судьба его, скорее всего, оказалась бы незавидной, ведь в довоенный период практически всем оставшимся в России авиаконструкторам с дореволюционным стажем, либо — с дореволюционным высшим образованием пришлось пережить унизительные допросы в ОГПУ-НКВД, а потом — провести по несколько лет за решеткой. Единственное исключение — Яков Гаккель, но он еще в начале 20-х полностью отошел от авиации, переключившись на разработку тепловозов.
В послевоенный период отношение к конструкторам заметно улучшилось, но все равно они фактически оставались привилегироваными рабами системы. Свободы творчества, передвижения, предпринимательства и многих других гражданских свобод у них по-прежнему не было, хотя, в материальном плане они были вполне обеспечены, особенно — на фоне тогдашнего "среднесоветского" жизненного уровня. Впрочем, многих такое положение устраивало.
На заставке — Сикорский в первом полете на VS-300 со страховочными тросиками.
Сикорский увлекся вертолетами, еще живя в России и будучи 21-летним киевским студентом. На фото — он рядом со своей первой разработкой 1911 года, вертолетом соосной схемы на рельсовом шасси (!), который не смог оторавться от земли из-за недостаточной мощности двигателя. "Второе пришествие" вертолетов в жизни авиаконструктора случилось почти через 30 лет.
В начале 1940 года VS-300 был радикально усовершенствован: у него появилась закрытая кабина, изменилась схема шасси, и исчезли горизонтальные рулевые винты, оказавшиеся ненужными. В кабине модернизированного VS-300 — снова Сикорский.
Одна из первых публичных летных демонстраций VS-300 в 1940 году. Вертолет уверенно держался в воздухе, легко управлялся и развивал скорость до 80 км/ч, что считалось очень высоким показателем для тогдашних винтокрылых машин. Тем более, что на нем стоял относительно маломощный четырехцилиндровый мотор "Франклин" О-200 в 90 л.с.
В 1941 году Сикорский поставил VS-300 на надувные поплавки, получив таким образом первый в мире вертолет-амфибию. В том же году он установил мировой вертолетный рекорд дальности полета, пролетев за полтора часа 120 километров.
Слева - VS-300 на взлете, справа - он же в техническом музее Генри Форда. Видна силовая установка с ременной передачей от мотора к редуктору, бензобак и автомат перекоса.
|
</> |