Лучший сталинский "стратег"
vikond65 — 10.09.2024Ровно 85 лет назад, 10 сентября 1939 года, в США впервые поднялся в воздух NA-62 — прототип самолета В-25 "Митчелл" — лучшего дальнего бомбардировщика советских ВВС времен Великой Отечественной войны. Первая партия полученных Советским Союзом по ленд-лизу "Митчеллов" ранней модификации В-25В прибыла в Мурманск 20 декабря 1941 года. Она состояла всего из пяти машин, которые на фронт не попали, а использовались для обучения наземных и летных экипажей.
Однако уже в марте 1942 года в СССР поступили по "южному" (иранскому) маршруту 72 самолета улучшенной версии В-25С, оснащенные увеличенными протектированными бензобаками, автопилотами, автоматическими радиокомпасами, системами антиобледенения и отопления кабин.
В июне эти машины вступили в бой на Западном фронте, атакуя ближние тактические цели под Вязьмой, Ярцево и Дорогобужем. Мощное защитное вооружение, состоявшее из шести крупнокалиберных пулеметов с широкими секторами обстрела, позволяло успешно применять их днем и даже без истребительного эскорта.
Но вскоре советское командование решило, что, по нашим меркам, "Митчелл", способный доставлять тонну бомб на дальность свыше 1200 километров, больше соответствует классу дальнего, а не фронтового бомбардировщика. И уже в октябре того же года первые три полка В-25 передали в АДД — Авиацию Дальнего Действия. Туда же шли и все дальнейшие поставки. До конца войны СССР получил 870 "Митчеллов", которыми были полностью укомплектованы 4-я, 5-я и 15-я гвардейские дивизии АДД.
По летным, боевым и эксплуатационным характеристикам В-25 значительно превосходил более старые советские аналоги — дальние бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4, а тем более — переделанные из транспортников эрзац-бомбардировщики Ли-2ВВ, также состоявшие на вооружении дивизий АДД. Четырехмоторный Пе-8, конечно, был гораздо мощнее, брал больше бомб и летал на более дальние дистанции, но по качеству радиооборудования, а также — по простоте пилотирования и удобству для экипажей "Митчелл" опережал и его.
Кроме того, цена этих машин была несопоставима, поэтому "Пе-восьмых" за годы войны построили всего 79 штук, а "Митчелл" был растиражирован почти в десяти тысячах экземпляров и воевал на всех фронтах — от Нормандии до Волги и Тихого океана.
Предшественник "Митчелла" — бомбардировщик NA-40, разбившийся в аварии в апреле 1939 г.
Второй прототип NA-62, который соответствовал первой серийной модификации "Митчелла" В-25А. На самолете значительно изменена пилотская кабина (кресла пилотов установлены не тандемом, а бок-о-бок), из-за этого расширен фюзеляж. Кроме того, установлены новые, более мощные моторы и удлиннены стойки шасси.
"Митчелл" советских ВВС в "ночном" камуфляже.
Экипаж "Митчелла" из 341-го отдельного бомбардировочного полка обсуждает боевое задание. На борту машины нарисована голова клоуна и нанесена надпись "За советское искусство". Очевидно, эти летчики любили цирк.
В-25 одного из советских дальнебомбардировочных полков. На самолет нанесен легкосмываемый зимний камуфляж и эмблема в виде червового туза.
Летчики 229-го гвардейского краснознаменного Рославльского бомбардировочного авиаполка на фоне "Митчелла" В-25С.
В-25 в Монинском музее ВВС.
|
</> |