Первый рубеж


170 лет назад, 8 сентября 1854 года (по старому стилю) на берегах крымской речки Альма состоялось первое крупное полевое сражение Крымской войны между русскими войсками и вторгшимися на полуостров англо-франко-турецкими интервентами.
Русские под командованием светлейшего князя Александра Меншикова, заняв оборону на возвышенностях вдоль южного берега реки, попытались остановить наступление интервентов от Евпатории к Севастополю. Однако из-за почти двойного численного и абсолютного технологического превосходства противника наши не смогли удержать позиции и были вынуждены отойти, потеряв 1775 человек убитыми, 3373 — ранеными и 728 — пленными, из которых более 420 были ранены.
К началу сражения армия Меншикова насчитывала 33 тысячи пехотинцев, 3400 конников и 84 пушки, а у ее врагов было 62 тысячи пехоты, 1000 всадников (основная масса союзной кавалерии еще не успела десантироваться) и 144 орудия. Кроме того с моря им оказывали огневую поддержку боевые корабли англо-французского флота, бившие по русским окопам и артбатареям.
Такое соотношение сил оставляло нашим мало шансов, но дополнительным и очень важным фактором, сыгравшим в пользу агрессоров, было то, что их пехота (за исключением турецкой) в основном имела на вооружении нарезные винтовки Энфильда, Минье и Тувенена, способные вести прицельный огонь на дистанциях до 900 метров. А в руках у абсолютного большинства русских солдат были лишь гладкоствольные ружья, стрелявшие всего на 300 метров, а прицельно — на 200.
Это позволяло интервентам безнаказанно расстреливать русскую пехоту с безопасных дистанций и выбивать артиллерийские расчеты. Таким образом, в дистанционном стрелковом бою они обладали решащим преимуществом. Но чтобы ускорить победу, союзники пошли в атаку, сократили дистанцию и попали под ответный огонь, понеся достаточно серьезные потери: 648 убитых (274 француза и 374 англичанина) , 21 пропавший без вести и 2828 раненых.
Тем не менее, к вечеру 8 сентября русская оборона на южном берегу Альмы рухнула на всем протяжении, от левого фланга, упиравегося в Черное море, до правого, в районе татарского села Тарханлар, обойденного противником. Но наши войска, хотя и потерпели бесспорное поражение, отошли упорядоченно и без паники, сохранив командование и организацию, о чем свидетельствует относительно малое количество пленных.
План Меншикова не допустить врага к Севастополю закономерно провалился по причине фатального неравенства сил и средств. Но это был лишь первый акт долгой крымской драмы, когда никто из интервентов еще не мог предположить, насколько она затянется и какими жертвами обернется для англичан, французов и турок.
На заставке — Альминская баталия на картине французского живописца Эжена Луи Лами, представляющей вид на поле боя со стороны англо-французских тыловых позиций, На заднем плане видна полевая артиллерия союзников, обстреливающая русские войска на высотах вдоль южного берега Альмы.


Главнокомандующий российскими войсками в Крыму князь Александр Сергеевич Меншиков, командующий британским контингентом фельдмаршал Фицрой Раглан и командующий франузскими войсками на Крымском ТВД маршал Арман Леруа де Сент-Арно.

Оружие, обеспечившее победу союзников не только на Альме, но и в целом ряде других сражений Крымской войны. Вверху — французская дульнозарядная капсюльная винтовка системы Тувенена образца 1842 года, а внизу — английская капсюльная винтовка Энфильда образца 1851 года с игольчатым штыком. Дальнобойность этих винтовок втрое превосходила эффективную дальность стрельбы русских гладкоствольных ружей.

"Семилинейное" (18-мм) гладкоствольное капсюльное ружье Ижевского завода образца 1845 года — основное оружие русской пехоты времен Крымской войны. Отсутствие регулируемой прицельной планки свидетельствует о малой дальнобойности.
Внизу — так называемый "Люттихский штуцер" — нарезной карабин, имевшийся в очень небольших количествах на вооружении снайперов, драгун и егерских команд русской армии. Неплохое оружие, но, как говорится, погоды оно не делало, поскольку к началу Крымской войны в России имелось всего около 20 тысяч таких карабинов на почти миллионную армию.

Обмундирование русских и британских военных времен битвы на Альме. Слева — направо:
Унтер-офицер 33-го московского полка;
Гренадер 24-го Днепровского полка;
Подполковник 9-го Архангельского полка;
Английский гусар 8-го гусарского полка;
Английский рядовой 33-го пехотного полка и пехотный офицер.

Решительная британская штыковая атака на русские позиции. Рисунок, разумеется, английский. К сожалению, ни одной картины русских живоприсцев, посвященных битве на Альме, я не нашел, впрочем, это неудивительно. Дальше — тоже работы исключительно англо-французских художников.

Англичане форсируют вброд реку Альма. Впереди — егеря в зеленых мундирах.

Еще одна английская картина про Альму под названием "Подвиг сержанта О`Коннера".

Французские зуавы штурмуют русские позиции на так называемой Телеграфной горе у берега Альмы, возле ее впадения в Черное море.

Английская журнальная гравюра с изображением русской полевой пушки в транспортном положении, захваченной англичанами в битве на Альме.
|
</> |