Навальной борьбе с коррупцией посвящается:
kouzdra — 14.09.2016 lqp проводит ликбез по коррупции (про тонну баксов, да и прочую навальную демагогию про "налоги etc - это ваши деньги") - при всей тривиальности - правильный:"Коррупция" внутри капиталистического государства - это частное дело правящего класса, класса капиталистов. Это их проблемы, и нам на эти проблемы плевать с высокой колокольни. Призывать массы лечь костьми ради того, чтобы плохих, негодных капиталистов (ну или их ближайшую обслугу - чиновников), тырящих серебряные ложки из комодов, заменить на честных и правильных капиталистов, которые будут грабить трудящихся не иначе как приняв предварительно соответствующий закон - значит работать на укрепление капитализма как системы.
В основе "антикоррупционного" популизма лежит древняя, еще времен императрицы Екатерины, теория государства как общественного договора. Дескать государство, как представитель всех нас, граждан государства, собирает со всех нас, более или менее справедливно, деньги налогами, а потом распределяет эти деньги, более или менее справедлива, на всякие хорошие вещи. И поэтому тот, кто украл у государства (равно как и воспользовался ресурсами государства для личного обогащения) - немножечко украл у каждого гражданина без исключения. В рамках такого представления восемь ярдов деревянных в бауле московского чиновника вполне резонно сопоставлять с непостроенной больницей, непроложенной дорогой и невыплаченными пенсиями где-нибудь в Тьмутаракани. Больницу не построили, потому что чиновник украл деньги и ее не на что стало строить, ага.
Теория эта и по сию пору весьма полезна как юридическая фикция при, скажем, толковании законов. Но идея, что современное капиталистическое государство (российское в частности) и на самом деле так устроено, противоречит не только марксистским представлениям о природе государства, но и элементарному здравому смыслу.
На самом деле (на самом самом самом деле все сложно как и везде, мы же говорим лишь о наиболее адекватной теории), как учит нас Ленин, капиталистическое государство (современное российское государство в частности) есть инструмент правящего капиталистического класса, предназначенный для удержания господства оного класса. Иногда формулируют мягче - инструмент для сохранения гражданского мира, для удержания страны от гражданской войны, но опять-таки - при условии продолжения господства господствующего класса. Все прочие хозяйственные функции (которых за последний век накопилось немало, да) - осуществляются государством, поскольку они оное господство обеспечивают. Другими словами, это либо функции, являющиеся частью "общественного договора" внутри самого класса капиталистов (который также, кхм...впрочем см. выше), либо то, что правящий класс _вынужден_ делать ради сохранения мира и спокойствия, то, что навязано ему прочими общественными классами как условие мирного сосуществования.
Деньги, которыми располагает буржуазное государство - это общак класса капиталистов. Составляется он из прибавочной стоимости, то есть откладывается из кармана капиталистов же. Пролетарий (напомню, не чумазый слесарь-сантехник с разводным ключом в сапоге, а представитель любого общественного класса, живущего продажей своего труда) к этим деньгам отношения не имеет. Арифметические упражнения, когда деньги, предназначенные для налогов в платежной ведомости/банковском счете сначала "начисляются" работнику, а затем немедленно "списываются" у него - есть не более чем бухгалтерская фикция. С точки зрения политэкономии все налоги уплачивает тот, кто получает прибавочную стоимость, то есть капиталист.
...
Теперь возвращаемся к нашим коррупционерам. Государство строит новую больницу в Тьмутаракани не потому что у него завелись лишние деньги, которые ему больше некуда девать. И не потому, что деньги на больницу принадлежат тьмутараканцам "по справедливости". Государство строит больницу, потому что этой больницей оно намерено купить лояльность тьмутараканцев. У госдарства большие внешне- и внутриполитические амбиции, оно желает говорить на равных с Америкой, оно желает свою "сферу влияния", оно желает конституционное большинство в Думе - ему нужно большое количество высококачественной лояльности, за которую приходится дорого платить. Откуда именно государство возьмет деньги на строительство, будут ли расходы справедливо распределены между капиталистов или же растрясти мошну попросят кого-нибудь конкретного, есть ли у государства еще деньги и разумно ли оно их тратит - все это вопросы, не имеющие никакого отношения к предмету сделки. Если у государства какие-то проблемы с наличностью, то в любом случае решать оно их будет без нашего участия. С нашим участием оно может только попытаться увильнуть от выполнения своих обязательств.
Для того чтобы государство построило больницу, проложило дорогу и повысило пенсии у вас в городе, вы должны спрашивать с государства за больницу, дорогу и пенсии. А вовсе не за какую-то игру в сыщиков-разбойников в центре Москвы.