настоящий The Red Priest
shakko_kitsune — 23.07.2017 Продолжаем изучать мировую историю и искать прототипов Дж. Мартина:...Священником он был своеобразным: Мессу не служил, ссылаясь на астму; жить любил красиво и на широкую ногу, в гастрольные поездки отправлялся со свитой в пять-шесть человек, двое из которых – контральто Анна Жиро и ее сестра – стали его пожизненными компаньонками...
Оригинал взят у farraige в такой плодовитый священник
Звук
Авторству Вивальди принадлежат образцы самой узнаваемой музыки: вряд ли отыщется кто-то, кто бы не угадал «Времена года»; часто говорят даже, что проще одно сочинение Вивальди спутать с другим, чем принять самого маэстро за кого-то еще. Самое удивительное, что всего 70 лет назад даже музыканты не были знакомы с большинством его творчества – хотя композитором он был плодовитым, оставил внушительное наследие в 770 с лишним работ. Не так давно, в 1952г., существовало всего две записи «Времен».
В отличие от своих барочных коллег, Баха и Генделя, в исполнении чьей музыки перерыва не было, Вивальди пришлось открывать заново. При первом знакомстве с его музыкой теряешься перед накалом транслируемой эмоции – через комбинирование, в большей степени, нежели контрастирование, оркестровых тембров, он создает воздушную звукопись окружающей среды; характерное для его творчества использование орнаментирования и техники имитации порождает не ожидаемую церковную полифонию, но напротив – стремительный, сверкающий каскад светской атмосферности.
Священник
Отец Вивальди был скрипачом и оперным композитором, который заодно пек и брил. Отец обучил его скрипке, которая стала ведущим инструментом композитора, и основную массу своих работ он написал именно для нее. Если в богатых семьях в семинарию отдавали младших, не наследующих, сыновей, то в семье скромного достатка – как у Вивальди-старшего – в религиозное служение пошел старший сын. Антонио Вивальди был рукоположен в 1703 году (многие знали его как il Prete Rosso, рыжий кюре) и в рамках своего религиозного применения преподавал скрипку в церковном приюте Ospedale della Pieta, который начал производить музыкантов такого высокого уровня, что в конце концов было решено концерты выучеников этого сиротского дома сделать платными.
Священником же композитор тоже был своеобразным: Мессу он не служил, ссылаясь на астму; жить любил красиво и на широкую ногу, в гастрольные поездки отправлялся со свитой в пять-шесть человек, двое из которых – контральто Анна Жиро и ее сестра – стали его пожизненными компаньонками (сам маэстро утверждал, что только в категории помощниц, нежели чего-то предосудительного). Большая часть его музыки тоже характер носила светский.
Разносторонний музыкант
Неудивительно, что в огромном количестве работ Вивальди лидирует скрипка, его основной инструмент. Но и клавесинистом он был незаурядным: во время банкета, который задал испанский посол в Венецию в честь свадьбы Инфанта Филиппа на принцессе Марии-Луизе-Елизавете Французской, Отец Вивальди занял место у клавесина, из-за которого дирижировал ансамблем музыкантов, аккомпанировавших Анне Жиро.
Хотя Вивальди большей частью помнят как композитора инструментальных жанров, его авторству принадлежат 94 сценических произведения. К 1734 году универсальность неаполитанской оперы ему надоела, и он решил восстановить баланс, избрав для своего проекта либретто Метастазио, на которое только годом раньше написал оперу Кальдара. Результатом стала опера «Олимпиада», музыкальная драма в трех актах. На премьере 17 февраля 1734 года партию Клистене пел Марески, а Арестеи, дочери его – Анна Катарина делла Парте.
Инструментальная музыка
В 17-18 столетиях термином «концерт» обозначали ряд жанров, заключавшихся в объединении, или соревновании, различных инструментов. Систематизации концепции инструментального концерта мы обязаны именно Вивальди: он первый утвердил концепцию противопоставления солиста и оркестра, организованного в трех частях теперь привычной для нас структуры «быстро-медленно-быстро». Всего он написал почти 500 концертов, из которых большинство – для скрипки, но не забыл и другие инструменты, в то время бывшие в большой моде: лютню и блок-флейту; иногда это были несколько инструментов сразу. В Пьете, где Вивальди преподавал, дети обучались разным инструментам, для которых нужно было создавать репертуар. Парадоксально, что концерты авторства Вивальди вскорости затерялись среди работ его последователей и почти не исполнялись.
Сонаты Вивальди, числом 92, не такие новаторские, как его концерты. Больше они похожи на партиты с их последовательностью танцевальных номеров – аллеманда-куранта-гавот-сарабанда-жига, построенных в старосонатной форме. Фактурно и мелодически они наследуют ведущим композиторам раннего поколения, Альбинони и Корелли. В наши дни многие из этих произведений скорее были бы оценены как трио или квартет, поскольку написаны для ансамбля. Среди 92 сонат -- 62 сольных, среди них скрипичные, виолончельные, блок-флейтовые и гобойные, а также для интересных, но не использующихся больше инструментов, например мюзета.
К началу 1740-х годов в Венеции наступила финансовая стагнация. Вивальди уволился из Пьеты и переехал в Вену с целью поступить в услужение к Карлу IV, но планам его сбыться не было суждено: бронхит для его истощенной астмой груди оказался летальным – и в 1741 году он умер, находясь к тому времени в значительных финансовых затруднениях. Хоронили его по-бедному; пятьдесят лет спустя, в том же великом городе, другой великий музыкант умер нищенской смертью. Это был Моцарт.
***
От себя добавлю:
Ну а вообще "Торос" -- это распространенное армянское имя, как я понимаю, от "Теодор", то есть "Федя".
Самый известный его обладатель -- Торос Рослин, великий художник-миниатюрист.
|
</> |