Настоящий Dolchstoß...
thor_2006 — 18.06.2021Исход войны между армиями германских государств и Второй империи объясняется множеством факторов. Среди них – и неупорядоченная система руководства армией, отсутствие сколько-нибудь внятной стратегии, оборонительный менталитет и фатальная безынициативность французского генералитета, и проблемы с мобилизацией и развертыванием французских войск в начале войны, и значительное численное превосходство германских армий, и нестабильная внутриполитическая обстановка во Франции. Нужно отметить, что, во-первых, значительная часть этих факторов находится целиком или частично за пределами собственно военной сферы; во-вторых, речь в большинстве случаев идет не столько о достоинствах немцев, сколько о недостатках французов. У германской армии было более чем достаточно своих проблем; нет никаких оснований изображать ее «паровым катком», идеальной военной машиной....
Ну так примерно тоже самое можно сказать и про русско-японскую войну - русские наделали в ходе войны больше ошибок, нежели японцы (в особенности на море), и результат вышел как будто закономерный - макаки побили кое-каков, но есть нюанс, и о нем уже неоднократно говорилось семо и овамо (почему я и выдели в циатте именно этот пассаж). Прежде всего, для России эта "маленькая победоносная война" была войной колониальной, за тридевять земель, и отношение к ней было на первых порах соответствующим. Когда же дела приняли нешуточный оборот и оказалось, что узкоглазые макаки умеют и желают воевать и побеждать. в Петербурге почесали в затылке и начали запрягать. Запрягали, по русскому обычаю, долго, и когда, наконец-то запрягли, можно было ехать, в дело вступил второй нюанс, и совсем не военный. Вот он, настоящий и реальный Dolchstoß - в принципе, весной 1905 г. русская армия в Маньчжурии получила, наконец, необходимое преимущество над японцами, и сама Япония была чрезвычайно истощена войной - надо полагать, в Петербурге потому и толкали Рожественского вперед, рассчитывая на чудо - ну а как адмирал сумеет Того побить? Ведь оба столкновения 1-й ТОЭ с Объединенным флотом летом 1904 г. вовсе не были похожи на Цусимскую катастрофу. И если бы Цусима была бы сведена вничью или проиграна, но по очкам, не нокаутом, то события могли пойти иначе. Дальнейшее продолжение войны для Японии становилось опасным - она могла напобеждаться до собственной гибели.
Но Цусима стала катастрофой, и вкупе с революцией (кстати, а ведь по весне 1905 г. она еще не достигал того размаха, как осенью, когда власть была фактически парализована) она ударила по коллективному бессознательному так сильно, что Николай II решил сдаться. В общем, если на море японцы выиграли у русских вчистую и в честном бою, то вот на суше им очень хорошо подыграли в Петербурге. Русская Маньчжурская армия после Мукдена восстановилась и могла сражаться, имея шансы на успех (все-таки Линевич - не Куропаткин), но тыл оказался слабее армии. Стратегия Куропаткина практически сработала и нужно было поставить жирную точку в этой истории, но в Петербурге повторили ошибку, допущенную пятьюдесятью годами раньше и капитулировали тогда, когда победа оказалась возможна.