Наскальное искусство Сахары
volynko — 18.11.2021Совсем недавно написал о кубинских наскальных рисунках Наскальные рисунки в пещерах Амбросио и Пичардо на Кубе, но у меня есть ещё марки с доисторическими рисунками, выбитыми или нарисованными на природных скалах в центральной части пустыни Сахара. Серия посвящена Наскальному искусству Сахары. Всего насчитывается около 3000 таких памятников, с изображениями на массиве Тибести, к востоку от Ахаггарского массива (система Центрально-Сахарской зоны поднятий).
Африку справедливо считают колыбелью человечества. В Кении, Танзании, Эфиопии, Чад, найдены останки древнейших предков человека. На африканском континенте появился «человек разумный» («homo sapiens»), начавший оттуда свое победное шествие по миру.
К одному из районов, где с незапамятных времен жили люди, относится нынешняя Сахара, которая тогда не являлась пустыней. Ее территория была заселена уже в раннем палеолите. Там обнаружены орудия, относящиеся к шелльской и ашелльской культурам.
В зоне барханов (эрге) Адмер, находящейся между горным массивом Хоггар и плато Тассили Аджер, открыты рыболовные стоянки, возраст которых составляет несколько сотен тысяч лет1. Поселения палеолитического периода найдены и в эрге Таходаин.
Четыре древнейшие доисторические стоянки обнаружены в алжирской провинции Бешар. Мало известно про жизнь этих людей и о том, какой климат господствовал тогда в Сахаре.
Тибести (Tibesti) — горное плато (нагорье) в центральной Сахаре, расположенное преимущественно на севере государства Чад и частично на юге Ливии. Высшая точка нагорья (а также Чада и всей Сахары) — активный щитовой вулкан Эми-Куси (фр. Emi Koussi), достигающий 3445 метров в высоту.
Тибести, что означает «место, где горные люди живут», является владением народа тубу. Тубу живут в основном вдоль вади , в редких оазисах , где растут пальмы и ограниченное количество зерен. Они используют воду, которая собирается в гуэльтах , запасы которой сильно варьируются от года к году и от десятилетия к десятилетию. Плато используются для выпаса скота зимой и сбора урожая зерна летом. Температура высока, хотя высота гарантирует, что диапазон будет прохладнее, чем в окружающей пустыне.
Тубу, впервые появившиеся в этом хребте в V веке до нашей эры, адаптировались к этим условиям и превратили хребет в большую природную крепость. Они прибывали несколькими волнами, укрываясь во время конфликтов и рассредоточиваясь во времена процветания, хотя временами не обходилось без сильной внутренней вражды
Крупные коллекции наскальных изображений найдены в горах Увейнат, на плато Аир и Эннеди, в нагорье Тибести, на южных склонах Сахарского Атласа и на песчаных плато Северной и Центральной Сахары - от марокканского уэда Дра до ливийского Феззана, а также в Западной Сахаре, мавританском Адраре, Тефедесте, Ин Эззане, Дохоне.
Наскальные изображения Тибести, можно отнести к «пастушеской» - эпохе.
«Древнейший пастушеский период», для которого характерны крупные изображения быков и слонов и который хронологически связан с древними петроглифами Феззана, и «древний пастушеский период», когда нагорье населяли пастухи-охотники, а фауна была представлена слонами, носорогами и быками с загнутыми вперед рогами.
В серии есть марки с рисунками «Эпохи охотников». Вокруг периодизации различных стилей творчества «Эпохи охотников» не прекращаются научные споры.
Доисторические наскальные рисунки. Крупный план доисторических изображений фермеров и животных на скалах на участке Манда Гили, плато Эннеди, пустыня Сахара, Чад.
Древнейший стиль - это, возможно, стиль петроглифов вади Матхандуш (в частности, стоянки под названием «Ин Хабетер»), хотя схожие изображения попадаются в Акакусе, а также Западной Сахаре и горах Адрар Анете, Хоггаре, Сахарском Атласе и в горном массиве Аркяну. Это крупные, а нередко и гигантские гравюры, на которых тело животных выбито пунктиром либо изображено сплошным глубоким контуром. Налицо и другой стиль, встречающийся, в частности, в Аркяну, когда изображения выполнены в виде барельефов.
Доисторические наскальные рисунки. Крупный план доисторических изображений охотников на скалах плато Эннеди, пустыня Сахара, Чад.
Как считает российский исследователь В.Б.Мириманов, «обе техники - гладкий врез и выбивание (пиктаж) - могли существовать одновременно на протяжении тысячелетий». При этом, с его точки зрения, «нет никаких доказательств того, что глубоко врезанные петроглифы создавались только в эпоху неолита»
Эти картины свидетельствуют о ранней человеческой деятельности в этом регионе, показывая, что Сахара не всегда была таким негостеприимным местом.
Источник: https://interaffairs.ru/jauthor/material/619
В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"
|
</> |