Нашла интересную статью
natali_ya — 28.03.2022 Я всегда думала, что проблемы России в том, что там не была проведена десталинизация и декоммунизация. Вот Германия пятидесятых покаялась, отреклась от фашистской идеологии, выплатила репарации и теперь прекрасно живет.Андрей Юдин в нескольких фразах развеял это моё убеждение.
"Есть один нюанс, который всегда выпадает из этого нарратива. В отличие от России (и некоторых других стран бывшего СССР) в Германии не было семидесяти лет тоталитарного режима. Не было нескольких поколений людей, подвергавшихся абсолютному выкорчевыванию любых навыков независимого мышления и с утра до вечера гипнотиризуемых нарциссической ложью о превосходстве их страны над другими странами, их народа над другими народами.
У человечества есть ответ, как реанимировать страну, пережившую 12 лет нарциссического растления в жизни одного из ее поколений. Но у человечества нет ответа, как реанимировать страну, пережившую более 100 лет нарциссического растления в течение 4 поколений. Такого в истории человечества просто не было - чтобы какая-нибудь Северная Корея построила тоталитарный режим, в нем выросло несколько поколений, а потом страну со всеми ее жителями удалось бы как-то по-быстрому реанимировать и превратить в адекватного члена мирового сообщества. Человечество просто не имеет опыта успешного решения такой задачи в своей истории".
Андрей Юдин клинический психолог, психотерапевт, поэтому он использует психологические термины, в частности "нарциссизм", "реабилитация".
Вот, что он пишет, отвечая на комментарии:
— Это та ситуация, когда запрос на исцеление не может прийти изнутри в силу характера патологии. Можно провести параллель с терапией нарциссического расстройства личности или тяжелой наркотической зависимости - исцеление возможно тогда, когда жизнь прижмет человека жесточайшим образом, но при этом у человека есть какой-то ясный смысл жить дальше.
— Мой клинический опыт подсказывает, что превращение перверзного нарцисса в сравнительно здорового человека возможно только в очень узком диапазоне условий:
- пациент должен быть поставлен жизнью в жесточайшие границы, в которых он физически больше не может удовлетворять свои патологические потребности за счет окружающих (тяжелая депрессия, рак, инвалидность, банкротство, публичный позор, одиночество и т. п.), и вынужден признать проблему и, несмотря на стыд, активно работать над ней в терапии, чтобы уменьшить нарциссическое страдание и сделать жизнь выносимой
- находясь в этих жестких границах, пациент должен получить большое количество уважительной внешней профессиональной поддержки в выращивании более здоровых механизмов адаптации.
В результате 3-4 лет такой системной работы у пациента постепенно исчезает нарциссическая грандиозность, формируется способность к здоровому управлению своей агрессией (не за счет окружающих), проходит паранойя, и в конце концов восстанавливается здоровая эмпатия и способность к честному, уважительному сотрудничеству с окружающими на равных.
С государствами ровно такая же история, только сроки нужно умножать примерно на 10.
Я сразу подумала: а как же Украина?
Вот, что нашла в комментария
Vitalia Melnyk:
— Когда у нас, в Украине проходила декоммунизация, были разные реакции. И овации, и нафталиновый скрежет "по истории". Но мы это прошли. И это было не просто. И начало этому с майданов. А может и раньше.
Андрей Юдин:
— То, что прошли - это огромное достижение, но это тоже немного другая задача. Одно дело реабилитировать страну, которая была насильственно включена в СССР, и совсем другое - страну, которая находилась в центре этого самого СССР.
Я бы добавила ещё и то, что Западная Украина была присоединена к СССР только в 1939 году по пакту Молотова Риббентропа.
|
</> |