Наше недавнее прошлое в карикатурах Сергея Лемехова
maysuryan — 16.05.2024 Был такой художник-карикатурист — Сергей Иванович Лемехов (1949—2016). Увы, уже был, что видно по годам жизни. В его творчестве меня заинтересовала вот эта серия карикатур, изображающих наше недавнее прошлое — с 1956 года по вчерашний день.Именно по вчерашний, так как заглавная картинка была возможна ещё исторически вчера, но сегодня она уже маловероятна... сами понимаете. Гребенщиков, Макаревич, Шевчук... всё это сегодняшние или, в крайнем случае, завтрашние иноагенты и релоканты, как минимум...
Кстати, именно поглядев на эту картинку, я подумал: а мир всё-таки меняется. И решил сделать мини-подборку творчества Сергея Лемехова, тем более, что недавно исполнилось 75 лет со дня его рождения. Уж не знаю, насколько оптимистично прозвучил данное утверждение, когда планета повисла на грани атомной войны, но мир несомненно меняется! :)
1956 год (а может быть, 1961-й, когда Сталина вынесли из Мавзолея). Никита Хрущёв развенчивает «культ личности» Сталина (различные «ужасы» этой эпохи изображены за его спиной):
1957 год, фестиваль молодёжи и студентов в Москве:
1962 год, декабрь. Хрущёв и Суслов на выставке в Манеже перед картинами художников-абстракционистов:
1974 год, февраль. Высылка Солженицына из СССР (изображено посвящённое этому собрание):
По этому рисунку видно, что не стоит искать строгую... историческую точность в карикатурах Лемехова. Например, в этой картинке неточно то, что заголовки типа «Литературный власовец» или «Архилгун с архипелага Золотой Телец» в советской печати тех дней появлялись, а вот фотографии Солженицына — ни-ни. Максимум — карикатуры. И иллюстрированный журнал «Америка», пропагандировавший американский образ жизни, в СССР легально выходил, его могли даже принести в учреждение и там спокойно листать, но вот именно на таком собрании по поводу Солженицына сочли бы неуместным.
1974 год, сентябрь. Бульдозерная выставка в Москве:
1986 год. Борис Ельцин в автобусе:
Борис Ельцин ездил на службу на автобусе в 1986 году, будучи главой Московского горкома партии и кандидатом в члены Политбюро. Это производило на всех большое впечатление, потом его обвиняли за это в «поисках дешёвой популярности». Но тут интересно, что карикатура включила буквально едва ли не все элементы начинавшейся перестройки и будущих «святых девяностых»: пожилой интеллигент в шляпе и с профессорской остроконечной бородкой клинышком, с умилением глядящий на Бориса Николаевича, рядом с ним такая же умилённо-радостная накрашенная дама, парень в футболке, похожей расцветкой на американский флаг, сосредоточенно выдувающий пузырь буббл-гама и показывающий двумя пальцами «викторию», довольно зловеще улыбающийся кавказец в папахе, и простой работяга, одобрительно поднявший вверх большой палец (в смысле «Боря — свой парень в доску!»), и «белый воротничок», читающий газетную передовицу, озаглавленную «Больше света, больше социализма!» и т.д. И все, как один человек, за Бориса Николаевича, недаром же он в 1989 году в Москве 89% голосов набрал. Такой социальный срез тогдашнего советского общества в миниатюре.
2005 год, март. Покушение на Анатолия Чубайса:
А этот рисунок вряд ли может быть точно датирован, но, по-моему, показывает отношение художника к т.н. русскому року:
Реалии русского рока
В качестве примера другого творчества художника, его иллюстрация к повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, кадавр Выбегалло:
Сергей Лемехов
|
</> |