Наша музыка. Объект Насмешек
cand_orel — 27.01.2024«Объект насмешек» — советская рок-группа, основанная осенью 1985 года в Ленинграде Александром «Рикошетом» Аксёновым. Флагман ленинградского панк-рока второй волны.
Опять боролся со склерозом посредством справочной литературы...
Пути будущих участников ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК - одной из первых в
стране групп, которые вывели панк-рок из подвалов и доказали, что
эта музыка имеет право на существование - много раз пересекались в
эфемерных ленинградских командах первой половины восьмидесятых,
которые стремились избежать как косности традиционного хард-рока,
так и слепого подражания входившему в моду АКВАРИУМУ. Из этого не
слишком широкого круга вышли столь разные группы, как АУ, НАРОДНОЕ
ОПОЛЧЕНИЕ, КИНО, ДУХИ и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК.
Осенью 1985 г. Александр Аксенов, более известный в Ленинграде под
именем Рикошет (прежде он недолго репетировал с АУ и НАРОДНЫМ
ОПОЛЧЕНИЕМ), решил записать сольный магнитоальбом. Он привлек к
своему плану бас-гитариста Евгения Федорова, тот, в свою очередь,
гитариста Андрея Михайлова (лидера групп КСК и НЕВЕСТА). Последним
появился популярный ленинградский барабанщик Александр Кондрашкин
(АВИА, ДЖУНГЛИ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТАМБУРИН и т. д.). Альбом так и не
вышел в свет, зато появилась группа, получившая название ОБЪЕКТ
НАСМЕШЕК. Первоначальная неоромантическая волна уступила место
жесткой, напористой музыке, сочетающей агрессию панка и битовый
мелодизм.
Поразив аудиторию IV Рок-фестиваля, где его резкий гитарный звук
и имидж уличных хулиганов сильно контрастировал с возвышенностью
тем АКВАРИУМА и пафосом АЛИСЫ, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК приступил к записи
дебютного альбома, продюсером которого стал Алексей Вишня.
В 1986-1987 гг. группа, постепенно набираясь опыта, выступила на
очередном ленинградском фестивале и на легендарном форуме
независимого рока в Подольске поэкспериментировала с составом,
вводя в него то вторую гитару, то саксофон, а также записала второй
альбом, в духе времени названный ГЛАСНОСТЬ.
В начале 1988 г. перегруженного работой в трех группах Кондрашкина
за барабанами сменил Сергей Шамаев (ПАУТИНА), который через полгода
уступил место Сергею Шаркову из НУЛЯ. Лето 1988 г. вместе с
ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК отыграл опытный саксофонист Вячеслав Харинов
(участник записи аквариумовского "Равноденствия", а позже -
основатель ОРКЕСТРА А).
Третья программа группы, впервые показанная на Зимнем стадионе Ленинграда в июне 1988 г., открыла новые темы в творчестве ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК - ночную жизнь города, романтику подворотен и приключения рокеров. Они не только определили дальнейшую эволюцию группы, но и повлекли за собой изменения в составе. Осенью 1989 г. ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК покинул один из его основателей А. Михайлов, чье стремление играть мелодически-разнообразную музыку противоречило минималистски-риффовой основе песен Рикошета (позже он воплотил свои музыкальные идеи в сольном альбоме, записанном при участии экс-клавишника АЛИСЫ Павла Кондратенко). В январе 1990 г. в морозовский ФОРУМ ушел Шарков. В группе появились новые музыканты: гитарист Константин Федоров и барабанщик Игорь Черидник (ИГРЫ). Весной 1990 г. ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК завершили работу над своим четвертым альбомом. Очередным барабанщиком стал А. Воронин.
А сейчас материальчик посвежее...
Хотя сегодня журналисты вспоминают об этой группе прежде всего,
рассказывая об эпохе Ленинградского Рок-клуба или в связи с
биографией тех или иных музыкантов, прошедших через её ряды, в годы
своего расцвета "Объект Насмешек", действительно, был одной из
самых популярных групп страны, а его песни, в которых
энергетический напор и яростный запал панк-рока органично
соседствовали с мелодичной ясностью бита 60-ых и новаторскими
приёмами New Wave, были настоящим лейтмотивом времени своего
существования.
"Объект Насмешек" стал фактически первой группой Питера, а следом и
всей страны, для которой панк-рок был не просто набором модных
атрибутов или элементом имиджа, а жизненной философией и линией
поведения как на сцене так и вне её. Хотя группа появилась на свет
осенью 1985 года, своими корнями её история уходит в смутный период
второй половины 70-ых. Пока звёзды питерский сцены конца 70-ых без
устали перепевали идиомы арт-рока и харда, а на "сейшенах" царила
тотальная технократия, в крохотных клубах на окраине мало-помалу
начала вызревать новая волна питерского рок-н-ролла. Большинство из
этих групп не дожило даже до первого публичного концерта, некоторые
оставили после себя разве что разрознённые записи ужасающего
качества, но к началу следующего десятилетия это новое поколение
набралось наглости чтобы заявить о себе публично.
Будущий лидер "Объекта Насмешек" - Рикошет (Александр Аксёнов,
родился 3.09.64 в Ленинграде) дебютировал в музыке в 1980 году в
составе группы, в которую входил его одноклассник Фёдор "Бегемот"
Лавров (впоследствии "Народное ополчение", "Бригадный подряд",
"Бегемот") и приглашённый гитарист. К слову, они тогда заканчивали
школу, а их коллектив назывался "Резиновый Рикошет", откуда и пошло
прозвище Аксёнова. По возвращении из армии в 1984 году Рикошет
участвует в записях группы "Народное ополчение" как бас-гитарист и
репетирует с Анреем "Свиньёй" Пановым. Но, не найдя должного
взаимопонимания после двухлетнего отсутствия он решает собрать свой
состав в нуля, который бы отвечал новому качественному уровню и был
бы более созвучен новым реалиям.
Работая грузчиком на "Ленфильме", Рикошет предлагает такому же
грузчику Евгению "Ай-я-яй" Фёдорову поиграть вместе. Ай-я-яй, уже
зарекомендовавший себя как басист "Автоматических удовлетворителей"
и "КСК", согласился и предложил пригласить в качестве гитариста
своего двоюродного брата Андрея "Дюшу" Михайлова (лидера и
гитариста "КСК"). Дюша дебютировал в конце 70-ых в составе группы
"Пилигрим", а летом 1983 года собрал оригинальную версию "КСК".
Ай-я-яй присоединился к группе в конце 1983 года,
а осенью 1984 в состав вошёл барабанщик Александр Кондрашкин (в
то время игравший в "Тамбурине", "Странных играх", а затем в
"Авиа"). Логично что в новый состав, который было решено назвать
"Объект Насмешек" (Рикошет, Ай-я-яй, Дюша) барабанщиком был
приглашён именно Кондрашкин, хотя он и был занят в это время на
записи группы Аквариум - Треугольник. Так это всё и началось.
Вступив в марте 1986 года в Рок-клуб и сходу прорвавшись на IV
Рок-фестиваль тем же летом, "Объект Насмешек" вызвал настоящий шок
не только у привыкшей к "спокойному подполью" публики, но и у
видавших виды деятелей Рок-клуба.
Его образ безкомпромиссных уличных бойцов, жёсткий гитарный звук и
хлётские тексты резко контрастировали с эскапистким символизмом
тогдашнего Аквариума или героическим пафосом Алисы. Справедливости
ради надо сказать, что на том фесте шок вызвала ещё одна группа -
Телевизор. Начинались Новые Времена.
Тем же летом группа выпустила свой дебютный альбом "Смеётся тот -
О.Н. смеётся последним" (другое название - "Жадные Вещи"), который
был записан на домашней студии Алексеем Вишней. Из-за занятости
барабанщика в других проектах альбом был записан под драм-машину.
Несмотря на то что альбом стал скорее свидетельством поисков стиля,
нежели его демонстрацией он удостоился высокой оценки на страницах
самиздатовских журналов, а сам "Объект" стал главным героем обложки
только что появившегося журнала "Рио". На песню Детективомания
снимается видеоклип.
В начале 1987 года группа постепенно набирает обороты: выступила
на V фестивале Рок-клуба, Форуме рока в Подольске, начались
гастроли по стране. В течении года с Объектом играет второй
гитарист Юрий "Скандал" Кацук, который, как и Бегемот, был
рикошетовским одноклассником и панк-художником. Уйдя из группы, он
впоследствии стал авторитетным татуировщиком в стране. Плечи
Рикошета украшают именно его работы.
В том же году свет увидел второй альбом группы, нескольки
издевательски над духом времени названный "Гласность". Альбом
записал Виктор Глазков в передвижной студии фирмы "Мелодия" MCI.
Студию подогнал Андрей Тропилло для записи рок-фестиваля в Шушарах.
Не только "Объект", но и другие музыканты до этого не только не
работали, но и в глаза не видели подобной студии. Благодаря деловым
качествам появившегося незадолго до этого менеджера "Объекта" Игоря
"Панкера" Гудкова и участию Константина Кинчева (Алиса писала на
MCI свой новый альбом "БлокАда") группа получила возможность
записываться по ночам. Запись была произведена в кратчайший срок
(4-5 ночей) , а позднее сведена в Москве.
И хотя Рок уже имеет право на существование и даже имеет право
говорить но его язык до сих пор остаётся аморфным и расплывчатым. И
вот появляется альбом "Гласность" с песнями "Эпоха для нас",
"Юбер-Любер", "Комсомольский билет", которые с эффектом
прорвавшейся плотины кричат открытым текстом о неприятии
существующих ценностей, о скрытом фашизме, о том что "хватит!" -
Это Эпоха для Нас. Альбом вмиг становиться бестселлером
магнитофонной культуры, его переписывают, он звучит из окон.
Впервые в СССР панк-группа удостаивается такого широкого внимания.
"Объект" начинает собирать стадионы, впервые звучит в передаче
Александра Градского по радио, гастроли охватывают территорию от
Мурманска до Владивостока, где публика поёт вместе с группой, хотя
ни пластинок ни эфиров как не было так и нет. У группы почти
еженедельно берут интервью западные журналисты. Осенью 1987 года
"Объект" снимает американское MTV, где с наряду с советскими (уже)
супергруппами Алиса, Телевизор, Аквариум они представляют феномен
"советского рока" для фильма MTV "Расскажи Чайковскому новости".
"Перестройка" - самое модное слово в мире и этот фильм MTV
показывает несколько раз в день на весь мир. Весной следующего года
"Объект" будут снимать уже французы ("Anten 2") для фильма "Рок
вокруг Кремля".
Теперь все хотят открыто и агрессивно петь о политике, хотят быть
панками. На следующем фестивале рок-клуба ведущий записывает "в
панки" не только Алису и Телевизор, но даже ДДТ. Что говорить о
группах второго эшелона...
Но в группе нарастаёт недовольство - "Объект" чувствует что
становится элементом политики, чужой игры.
С 1988 года группа отказывается от любых интервью, приглашений
на "комсомольские" телепередачи, не участвует в "братских"
рок-фестивалях, а к гастролям относиться очень избирательно. В
декабре 1987 года постоянно занятого в трёх-четырёх группах
Кондрашкина на барабанах сменил Сергей Шарков, пришедший из
"Ноля".
"Объект" сосредотачивается на подготовке программы, которая
впоследствии будет показана на Зимнем Стадионе в июле 1988 года на
сцене VI Рок-фестиваля и составит альбом "Жизнь Настоящих Ковбоев".
"Жизнь настоящих ковбоев" открыла новую страницу в творчестве
группы, хотя всем (прежде всего музыкантам) было понятно - пик
"панк-успеха", да и "панк-творчества" позади. Повернувшись на 180
градусов к ставшей супермодной политике и проблемам, "Жизнь
настоящих ковбоев" живописала опасную жизнь ночного города, кодекс
чести подворотен и приключения байкеров. Впоследствии эту тему
будут разрабывать многие.
Выделение Рикошета не только как лидера, но и единоличного автора
группы повлекло за собой назревшие кадровые изменения. Осенью 1989
года "Объект" покинул один из основателей - Дюша Михайлов, который
всегда тяготел к более мелодичной и романтичной музыке. Его место
занял Константин "Балбес" Фёдоров, который начинал в рок-клубовской
бит-группе "Летний Сад", а позднее создал студийную проект
"Комиссары Австралии". В этом составе "Объект Насмешек" записал
последний альбом "Сделано в джунглях" который был издан на
пластинке компанией BSA. Политика антирекламы даёт о себе знать -
устав от финансовых трудностей в январе 1990 года Шарков уходит в
"Форум", его сменяет Александр "Дусер" Воронов. Группа совершает
небольшое турне по Франции, в феврале 1991 года неплохо выступает в
Юбилейном на десятилетии Ленинградского рок-клуба, а в том же мае
дала последние крупные концерты в питерском ДК им. Ленсовета вместе
с группами "Турецкий чай" Дюши Романова и НЭП.
Финал группы в каком-то смысле приблизило участие её музыкантов в съёмках приключенческой ленты Рашида Нугманова ("Йях-ха", "Игла") "Дикий Восток": сам режиссёр определял жанр фильма как "истерн" (по аналогии с вестерном, но на азиатском материале), а его сюжет во многом напоминал классическую "Великолепную семёрку" и "Безумного Макса". Костя Фёдоpов сыгpал в фильме главную pоль - ковбоя-странника. Рикошет сыграл роль бойца-пьяницы и написал всю музыку к фильму, а Евгений Фёдоров появился на экране два раза - в роли безумного певца в логове банды. К концу 1991 Объект Насмешек окончательно распался.
В 1991-1993 Фёдоpовы и Дусер играли хардкор с молодыми клубными
гpуппами Пупсы и Honey Sacrifice (или Жертва медовая), в результате
чего весной 1993 все тpое снова встретились в составе
Tequialjazzz.
Что касается остальных музыкантов, то записав с Холодным Дождём
единственный альбом "Кровь и Луна" (1990) Дюша Михайлов решил
получить высшее образование и почти на десять лет покинул музыку,
вернувшись к рок-н-роллу только в 1999 в рядах группы Миккимышь,
которую собрал Дима Фёдоров, потом играл с Кириллом Миллером и
ЗЛОДЕЯМИ, а также в собственном проекте MK ULTRA. Другой бывший
гитарист Объекта, Юра Скандал, стал одним из лучших татуировщиков
Европы. Саша Журавлёв в конце 90-х был участником поп-группы Братья
Улыбайте. Слава Харинов стал священником. Александр Кондрашкин умер
от инсульта в июле 1999.
Некоторое время Рикошет подумывал о том, чтобы возродить группу
с другими музыкантами, но из этого ничего не вышло, и он вернулся в
музыку только в 1995, выпустив на Moroz Records свой дебютный
альбом "Блюз для негодяя". В его записи участвовали музыканты
клубных групп Military Jane и Джан Ку, с которыми Рикошет в то
время сотрудничал как звукорежиссёр и продюсер. Результатом его
студийной селекции молодых дарований стал сборный альбом "Новая
Волна Питерского Рока" и одноименный фестиваль, который прошёл во
Дворце Спорта "Юбилейный" в начале ноября 1995.
Что касается альбома, то он вышел отличный, включал в себя
несколько ударных хитов. Авторами двух треков были хорошо известные
поклонникам Алисы Олег Котельников (автор песни Алисы "Танец на
палубе тонущего корабля" и Андрей Коровёв - ex-Алиса 89-93).
В июне 1996 года Рикошет вернулся на сцену, выступив на
нашумевшем и многолюдном фестивале Театра DDT "Наполним небо
добротой", где ему снова аккомпанировали музыканты Military Jane и
Джан Ку, а осенью с успехом повторил акцию "Новая Волна Питерского
Рока".
Следующие несколько лет он занимался, преимущественно, студийной
работой с альтернативными группами, рэпперами и электронщиками.
Были выпущены сборник "Рикошет + Балтийский Рэп" (2000) и
достаточно вторичный по отношению к нему и "Блюзу Негодяя" альбом
"Не снимать! Чёрные Очки" (2002). В 1998 Рикошет исполнил свою
давнишнюю мечту, записав совместный альбом "Геополитика" с лидером
легендарной Алисы Костей Кинчевым. Альбом включил в себя
электронные версии старых песен Алисы, а также совместную песню
Кинчева и Рикошета - Мой город, на которую был снят отличный клип.
Чуть позже был выпущен альбом ремиксов на песни группы Кино -
"Печаль". Также Рикошетом была сделана кавер-версия песни Кино -
Камчатка для проекта Кинопробы в стиле регги. Песня была издана на
одном из сборников, а также исполнена на сборном концерте.
Примерно в 2001 году Рикошет показал свои новые песни бывшему коллеге по Объекту Евгению Фёдорову. Оба нашли что песни удачно вписываются в стилистику группы и было принято решение о возрождении коллектива и записи нового альбома. Альбом писался в течении трёх лет, с 2002 по 2005 гг. и получил название Телетеррор. В записи приняли участие музыканты "классического" состава Объекта Насмешек - Рикошет, Евгений "Ай-яй-яй" Фёдоров, Андрей Дюша Михайлов, а также Александр "Дусер" Воронов на барабанах.
Мастеринг альбома был произведён на Skyline Studio, в Дюсельдорфе. В феврале 2006 года состоялась радиопремьера новой песни "Пого" на волнах Нашего Радио. Через год - в феврале 2007 Рикошет и музыканты Текиллы отыграли концерт в клубе Арктика, исполнив как песни Объекта, так и композиции из сольного творчества Рикошета. В этом же месяце в сети начал работать первый и единственный сайт о группе - https://obekt-rikoshet.ru/. Можно сказать что возрождённый коллектив набирал обороты, но жизнь внесла свои коррективы. 22 марта 2007 года Александр "Рикошет" Аксёнов скончался у себя дома в Санкт-Петербурге на 43-ем году жизни. Музыкант был похоронен на Богословском кладбище. Весной 2008 года в питерском клубе Roks прошёл концерт его памяти, в котором приняли участие группы Tequilajazzz, Джан Ку, К.И.Т., Сергей Паращук (группа НЭП), Александр Заславский и другие музыканты. В мае фирма Navigator Records объявила об издании долгожданного альбома Телетеррор, но в продаже он появился только в конце года. Также о планах выпустить трибьют на сольное творчество Рикошета заявил Константин Кинчев. Альбом получил название "Выход Дракона", в него вошли песни Рикошета в исполнении Ильи Лагутенко, Сергея Шнурова, Антона "Пуха" Павлова, Михаила Горшенёва и Андрея Князева и других. Аранжировками занималась группа Алиса, мастеринг и сведение прошли в Германии. В трибьют вошла лишь одна песня из репертуара Объекта Насмешек - "Пого" и под другим названием - "Панки грязи не боятся".
Источники и дополнительные материалы —
https://reproduktor.net/2012/03/vspominaja-objekt-nasmeshek/
https://obekt-rikoshet.ru/history/index.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект_насмешек https://info.wikireading.ru/221646
https://sovr.narod.ru/books/burlaka_enc/00173.html
http://www.candance.ru/muzenc/301038.html#gsc.tab=0
http://lozhkinband.ru/rock/rok-gruppa-obekt-nasmeshek
https://fishki.net/3074732-bljuz-dlja-negodjaja.html