Наша музыка. Атланты (2)

топ 100 блогов cand-orel18.03.2024
Наша музыка. Атланты (2)

Если кого-то заинтересует более подробно их судьба после совместной нашей игры в «Атлантах», я расскажу. А теперь замечу только, что наш групповой архив хранился у Вани Лактионова, и выяснить где он и что с ним мне до сих пор так и не удалось. Сергей Лактионов умер вскоре после Вани, Лёша, самый старший, давно уехал в Голландию, а живые московские родственники Вани люди настолько странные и необщительные, что только чудо может помочь вернуть тот большой альбом, а вместе с ним и лучший период нашей жизни. А то немногое, что у меня случайно сохранилось, я здесь представляю.

Наша музыка. Атланты (2)

Следует отметить особо, что отношение властей к нашей деятельности не было враждебным. Мы вообще до некоторого времени пользовались полной свободой. Своеобразной попыткой организовать наше стихийное существование было создание Бит-клуба в помещении кафе «Молодёжное» году в 68-м. У каждого ансамбля был свой столик! Всё казалось таким солидным и важным. Постороннему попасть в Бит-клуб было очень трудно. Но многим так хотелось, что мы буквально продирались к дверям в дни «заседаний». То есть когда играл какой-нибудь заранее назначенный коллектив – член клуба. А какие были команды! «Скифы», «Сокол», «Орфей», «Наследники», «Рубины», «Оловянные солдатики», «Аргонавты», «Мозаика», «Тролли», «Скоморохи», «Атланты», разумеется, – других я уже и не помню. Именно в клубе мы впервые увидали Маслякова, который впоследствии создал «Алло, мы ищем таланты» на телевидении.

Почему-то долго считалось, что до «Машины времени» рок-группы пели английские (американские) песни, и только она запела по-русски. Очевидная чушь! Практически сразу с появлением огромного количества команд, появились и песни на русском. Зимой 2005-го года в клубе «Аль Капоне» я услышал собравшихся всего на один концерт «Оловянных солдатиков». Добрых сорок минут они пели свои песни тех лет. Прекрасные, оригинальные и всё ещё молодые песни. Просто их никто не раскрутил. А те, кто «алло искал», преследовали цели, не имевшие к музыке, в частности, никакого отношения. Ниже я поясню эту мысль.

Коротко коснёмся песен на русском. Далеко не все исполнители знали английский, немногие знают его и сейчас. Проще ведь петь по-русски. Переводить рок на русский сложно и бессмысленно. Блюз, рок-н-ролл, соул и т.д. переводить просто не нужно, это музыка, в которой текст используется для усиления ритмического воздействия, его нужно уметь произносить определённым образом, подавать. Русская традиция другая. Слова, смысл текста стоят на первом месте, а ритм и мелодия играют второстепенную роль. В англоязычном варианте таков Боб Дилан. Он поэтому не имеет такой международной популярности, как другие. «Умные» тексты у Элтона Джона (Бёрни Топина), Билли Джоэла, Бруса Спрингстина, Пола Саймона, Джэймса Тэйлора. Есть, конечно, и другие не «танцевальные» музыканты. Поэтому «рэп» подошёл всем. Музыки уже нет – есть её элементы – а вот говорить в ритм можно на любом языке. Не нужно придумывать мелодию, что, согласитесь, гораздо сложнее, чем рифмовать слова.

Наша музыка. Атланты (2)

И получилось, что начинали ребята, как рок-музыканты, а закончили романсами. Или исполняют «умцы-умцы» – типа музыкальных пельменей. За русский язык здорово прячутся «исполнители», не понимающие даже отдалённо, что такое артист-музыкант и чем он отличается от обычного человека, издающего звуки. Но это тема специального исследования.

Сейчас о другом. Лет десять назад некий режиссёр Красивичев умолял меня (думаю, что и других тоже) предоставить ему материалы для фильма об очередной истории рок-музыки Москвы. Поскольку я думал, что он знакомый Никольского и приличный человек, я отдал ему (на короткое время, разумеется) то немногое, что хранил долгие годы как зеницу ока. Когда же я получил альбом (конечно, мне пришлось самому ехать в тьму-таракань, чтобы получить свой альбом обратно), то часть фотографий оказалась украдена! Без комментариев.

На тех, что остались, можно видеть «Осколки Сикорского» (шутливое название), например в клубе «Икар» МАИ. Видите, какие умные с сосредоточенные лица у студентов. Музыканты играли прямо среди народа. Всё на виду. Видите часть спины и руку? Это Слава Горский. Удачный ракурс.

Наша музыка. Атланты (2)

Дело в том, что к 1969 году Ваня и Изволя уже учились в медицинском. Там был свой музыкальный ансамбль. А я поступил в ИнЯЗ. Костя ушёл из «керосинки», и пошёл в армию. На два года. В молодости два года – целая жизнь. В моей жизни появились новые музыканты – Валера Гилюта и Лёша Коллодий. Последний, как позже выяснилось, сидел с Никольским на одной парте в первом классе школы. Через два года Костя вернулся, и мы снова заиграли вместе.

На фотографиях, сделанных в клубе «Икар», именно «Осколки» после 71-го года. Мы и в «Атлантах» пели по-русски, а после 71-го года тем более, так как Костя привёз из армии новые песни – «Музыкант», «Я сам из тех», «Птицы белые мои» (эти он исполняет до сих пор), «Ты хотел увидеть мир» (наш самый сильный хит), «Россия» («Небо – купол синий, первый ливень по весне. Это ты Россия, ты Россия снишься мне» – писал молодой Никольский, служивший в Киеве), «Спокойной ночи, дорогая миледи», «Летний дождик», «Я думал о многом и разном» (её мы с Никольским исполнили на его 50-летии в «России» – запись есть на его юбилейном альбоме), «Воздушные замки», «Алёна», «Ты девчонка хорошенькая», и др. Но это всё исполнялось ещё до магнитофонного «бума», который несколько лет спустя поднял до небес более молодых «Машину» и «Воскресение»… И как-то само-собой вышло, что до них – пустыня?

Часто мы с Никольским выступали вдвоём – бас и гитара (мы менялись), бубен под ногой, губная гармошка на самодельном держателе. Было оригинально. Стас Намин тогда часто (и совершенно бескорыстно) организовывал наши концерты. На фотографии с одного из последних наших совместных выступлений того периода я пою «Музыканта», подыгрывая на пианино.

Наша музыка. Атланты (2)

Когда с нами играли другие музыканты, я садился за клавиши. Музыканты эти, как правило, были: Валера Гилюта (гитара), Саша Лютый (уникально одарённый человек и лингвистически и музыкально – у нас он играл на басу и потрясающе пел), Лёша Коллодий (ударные) и Алла Левант, обладавшая самым красивым голосом, из тех, что я слышал. Команда была очень сильная. Имеется даже некий «Диплом» некоего конкурса «Весенние голоса», проводившемся почему-то Курчатовским институтом (а не программой «Алло…». Мы тогда назвались «Счастливое семейство».

Я запомнил этот конкурс потому, что на нём мы впервые столкнулись с прямой попыткой сорвать концерт. Именно во время нашего выступления было отключено электричество, концерт прерван, а запись, которую мы впервые решили сделать, испорчена. Помню, я уехал на дачу в мрачном настроении, а когда на следующий день решил прослушать запись концерта, то был поражён бешеной экспрессией песни «Ты хотел увидеть мир», которую удалось записать целиком, а также рёвом зрителей. Впечатление было такое, как будто я по радио поймал прямую трансляцию концерта Джимми Хендрикса или кого-то в этом роде, но только не советскую команду. Конечно, мы собрались вместе и прослушали не один раз эту не сохранившуюся запись, сделанную кустарно на ленте «тип-6» на небольшой бобине. Тогда всё казалось не таким уж важным. Подумаешь, сделаем ещё. И… не сделали! Закончились студенческие золотые годы (голды). Меня распределили в Вооружённые силы. На два года лейтенантом-переводчиком. Гилюта уехал в Ирак переводить геологам с арабского, а арабам с русского. Два года в пустыне в поисках нефти. Потом Ливия. Коллодий остался в Москве – в НИИ Гипрокислород. Три года спустя нам это очень помогло, так как именно там мы и обосновались.

Наша музыка. Атланты (2)

Костя горбатился в «Цветах» в надежде, что на диске, который готовил к выпуску Намин, будут и его, Никольского, песни. Наивный парень. В программе «Цветов», разумеется, козырное место занимали и его песни, но на диске их не оказалось. Обещанного, как говорится, ждут три года. Никольский, кажется, превысил этот срок, но, в конце концов, принял правильное решение, ибо все, кто связывался с вышеуказанным «продюсером», остались ни с чем. Итак, Костя ушёл. Но решил остаться профессионалом. Для этого в то время обязательно требовалась бумажка, подтверждающая наличие этого самого образования. И вот многие рок и блюзмены потянулись в музучилища и четыре года посещали занятия, чтобы получить право считаться музыкантами.

Вообще говоря, жизнь протекала гораздо разнообразнее, чем может показаться из моего рассказа. Музыканты уже вовсю общались, играли вместе в разнообразных сочетаниях. С Запада шёл толстенный поток потрясающей музыки. Перечисление гениальных музыкантов и их произведений заняло бы много места. Но кто любит – тот знает сам. Такого расцвета музыкальных течений внутри рока больше не было. Трудно представить, что что-либо подобное может повториться в музыке. Но это там. А здесь картина была гораздо более вялая. Впрочем, как всегда. С одной лишь разницей: если раньше «власть» была нейтральна, в семидесятых она выработала способ противостояния самостийной музыке. Поясню примером.

Однажды я получил приглашение показаться на телевидении в программе «Алло, мы ищем таланты». Разумеется, с ансамблем. Мы приехали. Тогда мы назвались, кажется, «Атланты», но это не точно. Мы сыграли несколько песен. После этого Масляков нам сказал, что это всё, конечно, хорошо, но вот второй высокий голос (Никольский) не нужен, подтяжки на гитаре делать не нужно, и вообще наши песни не годятся, а есть, дескать, один молодёжный композитор Бинкин, вот с ним нужно связаться, он нам даст «материал», мы подготовимся, и уже в следующий раз покажемся как надо. Естественно, мы послали его подальше. У меня, к тому же украли там гитару. Я её впоследствии выкупил у водителя автобуса, привозившего какой-то ансамбль из города Внуково. Для этого мне и самому пришлось ехать в этот чудный городок.

Наша музыка. Атланты (2)

Так вот принцип первый был тот же самый, что и теперь, в новое время. У вас есть хорошая продаваемось – то есть вас часто приглашают выступать. То есть вы – отличная витрина. А вот товар для продажи мы вам дадим свой. Законный, так сказать. Потому что ваш товар (то есть собственные песни) незаконный.

Бинкин... Интересно, кто это такой? Молодёжный композитор! Надо же. А авторам книг об истории рок-музыки Москвы, которые задают вопрос: как вы думаете, а почему так получилось, что, вроде, было, да сплыло, я советую спросить у Маслякова, пока он жив и здоров, кто же таков этот загадочный Бинкин? И почему песни, например, Никольского (Романова...) стали неофициально известны только десять лет спустя в подпольных записях ансамбля «Воскресенье», буквально разогнанного властями, когда божьего человека, чудного Лёшеньку Романова по-са-ди-ли! А какая волшебная была команда! Так уже и не поднялась больше до тех высот.

Так вот, один товар был признан незаконным. А законным признавался товар, полученный из законного источника – Союза композиторов и Союза писателей. Поскольку мои предки состояли и в том и в другом – я это хорошо знал. А моя мать – колоратурное сопрано с высшим гнесинским образованием, люто боролась с «неучами» из так называемых «рок-групп». «У нас у самих работы не хватает, – говорила она, – а тут ещё не пойми кто последнее отнимает».

Наша музыка. Атланты (2)

Да – это была борьба экономических интересов. Кино, литература и музыка оставались единственной законной сферой частного предпринимательства. И борьба эта была бескомпромиссной: – у вас, простите, какое образование? А, вы инженер. Ну и идите работайте по специальности, – говорили сумасшедшему молодому человеку, принесшему свои музыкальные труды в Союз композиторов. Правда, говорили вежливо. Не грубили. Ну да Булгакова, я надеюсь, читали все.

М-да. К чему это я? А вот к чему: хочу предварить вопрос «а почему вы поёте по-английски?». Да, спросом это почти не пользуется – разве только у настоящих любителей. Я отвечаю: я видел, что предлагалось тем, кто решил стать профессиональным музыкантом. Я уже не говорю «рок-музыкантом». Идти в так называемые ВИА. Музыка Союза композиторов, слова Союза писателей. Никольский пошёл. Работал и у Антонова, и в ансамбле «Фестиваль» Полтавской филармонии. А опубликованы были только две(!) его песни – одна «Летний дождь» в исполнении Чохели, и вторая «Старый рояль!», к стилю отношения не имевший. А я ведь пою. Так что же петь? «Привыкли руки к топорам»? Или «где ж ты моя черноглазая, где». Где – сами знаете. Я ведь пою рок-н-ролл, соул, блюз. На русском выбор крошечный.

Я не композитор. Заимствовать музыку у западных авторов, пользуясь всеобщей безграмотностью – не мой профиль. Да и петь «толстый Карлсон» вместо “Yellow river” мне не хочется. Да к тому же зависимость от людей случайных, часто не имеющих к музыке никакого отношения, малопривлекательна. Да и те заработки, которые потом и кровью давались на постоянных гастролях по два, три, а то и больше концерта в день, так как так называемые «ставки» были микроскопическими, сводили понятие «музыка» к чему-то более напоминавшему проституцию. Да и вид у «артистов» был совсем не тот. Прислуга, одним словом.

Источники и дополнительные материалы —
"Старая Гвардия" и Алекс Сикорский на канале "Ностальгия" — https://youtu.be/4oL8zd9eU84
https://www.rock-book.ru/total/russia-foto.html
https://info.wikireading.ru/99996
https://vk.com/wall-56415162_229010
https://my.mail.ru/music/search/гр.Атланты
http://www.rock-n-roll.ru/show.php?file=encyclopedia/А/АТЛАНТЫ
https://www.km.ru/muzyka/encyclopedia/atlanty
https://specialradio.ru/art/id274/
https://specialradio.ru/art/id275/
https://www.moscowbazar.com/post/александр-сикорский-сказочный-свет-прошлого-и-настоящего-или-два-рукопожатия-ч-2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сейчас случайно узнал, что раскрашенные «17 мгновений весны» 2009 года выпуска довольно сильно порезали — в основном лирику и паузы, чтоб поживей было — но в процессе выпололи из диалогов и хроники все хорошее про союзников и все споры Штирлица со Шлагом про то надо ли церкви дружить с СС ...
Декабрь у меня месяц традиционных экспериментов, и сейчас я стараюсь выжать экономический максимум: проверить на своей шкуре, можно ли питаться дома в пределах $3 за порцию, при этом никак не убивая свое здоровье и оставаясь в пределах моей диеты ...
В прошедшие выходные мы посетили Петербург, где как известно, куар-коды должны требовать на вход почти везде, кроме транспорта и продуктовых магазинов. Требуют ли их на самом деле? Ситуация достаточно запутанна, что я лучше изложу фактуру, предложу свои выводы, а вы можете сделать ...
Любимый герой Галины в оперетте «Мистер Икс» — вовсе не барон в исполнении папы ( как могло бы показаться ), а... ... собачка барона! Галина: «Вообще роль собачки очень маленькая. Всё время, пока она на сцене, она проводит на руках барона. Это в первом действии. Как только барон ...
Все-таки приятно, что блог "Ранеток" на Mail.ru такой популярный.С удивлением ...