Наихудший способ употребления авианосца

В очередной раз заявил, что "авианосец ПВО" - худший авианосец. Надо объясниться. Объясняюсь.
Уточнение терминологии
Для начала расставим акценты. Главное - в подзаголовке.
Сравнительные категории не так категоричны, как кажется. "Худший"
не значит "плохой" или "бесполезный". Это верно и вообще, и в
частности.
Частность же я обозначу аббревиатурой ПБИА. Вообще, аббревиатуры -
вещь некрасивая, на что и само слово намекает. Любовь к оным
современных военных по обе стороны океана можно объяснить только
тем, что их плохо учат танцам. Но если уж впадать в эстетическую
ересь, то мельчить не стоит. Посему вместо "авианосец ПВО" я буду
использовать некогда введённый в СССР термин "плавучая база
истребительной авиации", или - ПБИА. Тем самым я попробую
срифмовать уродство эстетическое с дефектами семантическими,
повысив суггестивность до максимального уровня.
Наконец, я рискну разобрать проблему "в общем". Иными словами, не
ограничиваясь определённым историческим периодом и не определяя
"авианосец" достаточно строго. Разве только замечу, что речь идёт о
боевых кораблях специальной постройки - оставим за скобками
то, что во время Второй мировой называли "эскортным
авианосцем".
Чистый разум
С точки зрения первосортной военно-морской логики, самый крупный
недостаток ПБИА - пассивная, по определению, роль. Never remain
inactive in the vicinity of the enemy, учит американец, и этому стоит
верить. Куда как более красную формулировку того же принципа
отечественным специалистом я использую ближе к финалу.
Принцип борьбы за инициативу - не единственный принцип, который
рушится при превращении гордых боевых кораблей в плавучие базы.
Следующим пунктом в списке - принцип экономии усилий. В основе
защиты от воздушного нападения силами авиации - боевой воздушный
патруль, постоянно дежурящие в воздухе истребители. Поддержание
боевого воздушного патруля подразумевает холостой расход большого
объёма усилий. Дополнительную нагрузку на лётчиков и героев ангара
и полётной палубы. Дополнительный износ техники, лишний риск аварий
- а безопасность полётов в палубной авиации, как мы помним, есть
альфа и омега.
Наконец, с поддержанием боевого воздушного патруля связаны и
проблемы тактические. Привязка ПБИА к защищаемому объекту лишает
корабль свободы действий - а заслуживающий защиты объект, как мы
увидим ниже, обычно малоподвижен или неподвижен вовсе. Регулярные
взлётно-посадочные операции дополнительно ограничивают подвижность
авианосца. Между тем, подвижность и свобода действий - один из
главных аргументов носителя удлинителей. Другой козырь в авианосном
рукаве - скрытность. И она так же обычно страдает, и
страдает сильно.
Проблема Спрэнса
Я долго думал над тем, какой же пример рассмотреть первым - и в
итоге выбрал всё же Филиппинское море. Поскольку это вершина
искусства авианосного сражения - и, одновременно, отличная
иллюстрация вопроса о цене пассивности. Все (все?) мы знаем:
Спрюэнс в этом бою сознательно отдал инициативу Одзаве. Причём
отдал, как казалось самому Спрюэнсу, по примеру Того - но на деле,
в отличие от великого японца, Спрюэнс отдал противнику инициативу
не только оперативную, но и тактическую.
К чему это привело? Для начала - к тому, что в первый день сражения
Спрюэнс вообще не смог контратаковать противника. Достать Одзаву
удалось только вечером второго дня боя: американцам удалось утопить
авианосец и два танкера, ещё три авианосца, линкор и танкер
получили повреждения. Результат казалось бы неплохой - но, если
принять в расчёт имевшиеся у Спрюэнса силы, и сравнить соотношение
усилий и результатов с аналогичными соотношениями боёв 1942 г., то
результат покажется скромным, а человеку взволнованному просто
смехотворным. У Спрюэнса было 7 больших и 8 лёгких авианосцев, и
896 самолётов - 470 истребителей, 233 пикировщика, 193
торпедоносца. Японцы в бою в Коралловом море имели 2 больших и 1
лёгкий авианосец, на которых было 145 самолётов (58 истребителей,
42 пикировщика, 45 торпедоносцев) - иными словами, у японцев всего
самолётов было меньше, чем у Спрюэнса одних только торпедоносцев.
Тем не менее, японцы утопили 1 авианосец, 1 танкер, 1 эсминец, и
ещё 1 авианосец сумели повредить.
Отдав противнику инициативу, Спрюэнс лишил Америку своего
Трафальгара - и те американцы, которые не могут без Трафальшара,
объявляют таковым "охоту на индюшек", первый день сражения.
Действительно, в этот день американские истребители уничтожилии
около 300 палубных самолётов противника, однако утверждение о
решительной победе над японской палубной авиацией - и,
соответственно, превращение Маринского боя в Трафальгарский - можно
поставить под сомнение.
Авиагруппы 3-й и 4-й дивизий авианосцев, в состав которых входили
уцелевшие в июне корабли, насколько я знаю, по плану должны были
быть восстановлены к ноябрю 1944 г. К декабрю того же года
планировалось завершение подготовки 1-й дивизии авианосцев. И
японцы достаточно сильно продвинулись в этом деле, чтобы считать
эти планы реалистиными - тем более, что они уже заново формировали
авиагруппы, после потерь на Соломновых островах.
Тот факт, что в бою в заливе Лейте японцы использовали только часть
авианосцев, а сами авианосцы имели только часть положенных им
самолётов, объясняется высоким темпом наступления Нимица
(поддержание высокого темпа, та самая инициатива - один из ключевых
козырей американского главкома) и... тем фактом, что половина
палубных самолётов была выбита чуть ранее, во время сражения за
Формозу. Наконец, как все мы помним, погоня за уцелевшими в
Филиппинском море кораблями привела к трагедии у о.
Самар.
Таким образом, вопрос восполнения потерь уровня тех, что японцы
понесли в бою в Филиппинском море, был вопросом нескольких
месяцев. Построить новый авианосец за несколько месяцев.
Поэтому победы истребительной авиации не шли ни в какое сравнение с
победами авиации ударной, поэтому Мидуэй был для японцев страшнее
Филиппинского моря, и поэтому топить чужие корабли было куда как
лучше, чем сбивать чужие самолёты.
Итальянский страх
Первый пример получился длинным и сложным, но то от любви ко всей
этой тихоокеанской истории. Попробую далее отбросить эту
мэхэнианскую размазню, и говорить по-нашему, по-сетевому - кратко,
ёмко, по делу. Начнём с британцев.
Как известно из истории, в 1940-1941 г. авианосец заявил о себе,
как о грозном оружии морской войны. Заявление было написано
хорошим английским языком. Дела славные - Таранто, Матапан,
"Бисмарк". Резульаты крупные, оперативные и даже стратегические. И
вот этих крупных результатов британцы добились
небольшим - десятки в лучшем случае - числом ударных
самолётов сомнительного качества.
Одним из наиболее важных результатов стала "боязнь авианосцев".
Носителем №1 был Гитлер - именно его желание "прежде найти и
обезвредить авианосец" парализовало "Тирпиц" в Норвегии. Но я
предлагаю отныне и впредь именовать любовь к ПБИА "итальянским
страхом" - чтобы было убедительней и обидней.
Поразительно, но оборонительное мышление оказалось столь сильно у
итальянцев, что они никогда не мечтали о том, как их
торпедоносцы кружат над Александрией - или их пикировшики
вскрывают палубы британских авианосцев. Всё, о чём мечтали
итальянцы - горстка истребителей, отгоняющих "авоськи" от их
линкоров и крейсеров. Мечта трусливая - и глупая, мечта тех, кто
никогда авианосца не имел и не понял, каким образом использовать
его по полной.
От Формозы до Нордкапа
Теперь - к битве за Формозу. В этой битве американское TF38
поразило японскую базовую авиацию - при превосходстве японцев в
силах - позволив, тем самым, Макартуру исполнить своё обещание. При
этом большая часть японских самолётов была уничтожена в воздухе, в
бесплодных атаках на американские корабли. Казалось бы, прекрасный
аргумент за ПБИА.
Первое "но" - в этом сражении TF38, не привязанное к охраняемому
объекту, вовсю пользовалось подвижностью и скрытностью. Японские
ударные группы избивались американскими истребителями в процессе
поиска цели. Когда менее чем через месяц, в ноябре 1944 г., то же
самое TF38 было посажено на цепь у плацдарма на Лейте - потери
американцев стали куда тяжелее (да, там были "камикадзе", и всё
же).
Второе "но" - в конечном итоге именно ударный потенциал TF38 лишал
японскую авиацию шансов. Если бы японские самолёты остались на
земле - они были бы попросту уничтожены американскими
бомбардировщиками. Игнорировать силу, генерирующую более тысячи
ударных вылетов в день - а американцы во время битвы за Формозу
генерировали - японцы не могли в принципе, от таких предложений
нельзя отказаться. Чистая ПБИА такого не может.
И в том же смысле стоит рассматривать имевшуюся - насколько я знаю,
вроде бы, не уверен и т.п. - у американцев в восьмидесятых
концепцию "битвы на свежем воздухе" (Outer Air Battle - впрочем,
есть и иная трактовка термина). А именно: идею о том, что их
авианосцы должны появиться у берегов СССР, у Кольского полуострова
и Камчатки с тем, чтобы спровоцировать атаки советской морской
ракетоносной и дальней авиации, и уничтожить все эти Ту-16/Ту-22 в
воздухе.
Это было своеобразное прочтение Мэхэна и концепции "генеральной
баталии", в данном случае уместное - восстановить тяжёлую авиацию
за время войны едва ли было возможно. Однако и в этом случае в
основе провокации лежал ударный, в том числе ядерный, потенциал
палубной авиации. Если бы атаки не было - американцы уничтожили как
минимум часть советской авиации на базах, и бомбили бы всё ценное
(на Кольском полуострове такого много). Таким образом, в обоих
рассмотренных случаях активного применения палубной истребительной
авиации это применение становилось возможным и результативным
благодаря ударному потенциалу.
Иракский провал
Коль скоро мы перебросили мостик от Второй мировой к "холодной", то
обсудим и интенсивность конфликтов. Каковая бывает разной -
высокой, средней, низкой. Невысокая ценность ПБИА в последнем
случае очевидна - и да, при всей отечественной любви к
интенсивности высокой, первым боевым эпизодом в карьере нашего
почти авианосца стал именно конфликт низкой интенсивности.
Что можно сказать про конфликт интенсивности средней, когда враг -
не ровня, но и не совсем слаб? Тут истребительный потенциал
может быть востребован. Так было на Фолклендах, так могло
быть и во время "Бури в пустыне" (на практике F-14 не стали звездой
той войны). Однако он востребован будет лишь в отдельные моменты
времени, а в остальное - будет балластом, в то время как ударные
возможности будут востребованы на протяжении всей войны. Именно
этот балласт и привёл к тому, что результаты применения
американского флота во время "Бури в пустыне" оценивались негативно
- авианосцы "генерировали" относительно мало ударных вылетов в
расчёте на один самолёт (и, не будь "томагавка", операция в целом
была бы расценена ). И после войны американцам пришлось заниматься
глупостями, прилаживая бомбы на тот самый F-14.
Нападайте!
Начали с американца - а закончим Макаровым. Апокрифичное
"Нападайте!" - самый краткий и полезный из известных мне
военно-морских афоризмов. Рассмотрю я его на ещё одном
американо-японском примере. Речь - о событиях 24 октября 1944 г.,
известных как "Бой в море Сибуян". В тот грозный день мудрый
командующий японской базовой авиацией на Филиппинах не стал
пассивно расходовать свои самолёты на прикрытие линкоров Куриты -
сознательно бросив все силы против американских авианосцев, потому
как "лучшая защита - это нападение".
Мудрый был прав. Под удары японцев попала TG38.3 - самая сильная из
трёх американских групп. Авианосцы TG38.3 утром 24 октября 1944 г.
имели 245 самолётов, в том числе 99 ударных - при этом против сил
Куриты удалось выполнить всего 80 вылетов (0,33 на самолёт), в т.ч.
56 ударных (0,56 на самолёт). Не попавшая под удары TG38.2
обеспечила 130 вылетов против Куриты - при 143 самолётах (0,91 на
самолёт), при этом 58 ударных машин выполнили 66 вылетов (1,14 на
самолёт). Таким образом, японские атаки, слабые и
малорезультативные, уполовинили ударный потенциал TG38.3,
заставив гордые "эссексы" свернуться ёжиком ПБИА. Известное нам об
успехах японской истребительной авиации позволяет увернно
утверждать - она не была в состоянии добиться сколько-нибудь
похожего результата.
Может пригодиться
Сказанное выше не следует трактовать как утверждение о
бесполезности истребительной палубной авиации - надеюсь, эта
оговорка не оскорбит читателя умного и внимательного. Более того,
истребительный потенциал может оказаться главным, и может быть
использован для достижения результатов оперативных и стратегических
- разумеется, я не забыл ни про Мальту, ни про Окинаву, ни про те
же Фолкленды. Но эти примеры фактически полностью описывают
все сценарии, в которых истребительный потенциал важен, а
ударным можно пренебречь (и то с большими оговорками).
Итак: если вам нужно высадить стратегический десант далеко от своих
берегов перед лицом "близкого по возможностям противника", или если
вам нужно провести стратегически важный конвой мимо его аэродромов,
и если при этом ударные возможности не позволяют рассчитывать на
то, что вражескую авиацию удастся уничтожить на берегу (или эта
опция исключена по политическим соображениям) - тогда и только
тогда ПБИА истребительный потенциал будет главным
для вашего авианосца. В других ситуациях он в лучшем случае будет
дополнять потенциал ударный, в случае худшем - не будет востребован
вовсе.
|
</> |