Пять вопросов о гибели "Ослябя"
naval_manual — 17.01.2020Немного о частном.
Уже второй раз в комментариях возникает тема гибели "Ослябя".
Это неудивительно, удивительно скорее другое - почему тема
возникает относительно редко. Гибель флагманского корабля 2-го
броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры - одна из центральных
тем в отечественном "цусимском пространстве" (в зарубежных
текстах этому событию того же внимания не уделяют).
Сегодняшний текст не даст исчерпывающий ответ на связанные с
гибелью "Ослябя" вопросы. Я и не ставлю перед собой такую задачу.
Тем не менее, событие находится в центре внимания заинтересованной
публики, обсуждать Цусиму я буду и в дальнейшем, аудитория растёт,
а приведённые ниже вопросы есть часть пресловутого common wisdom
(uninformed, рискну добавить). Посему полезно, наверное, пояснить,
что я думаю по поводу оных вопросов и почему я считаю вопрос №№1-3
их уводящими нас с пути плодотворного исследования сражения.
Замечу при этом, что большую часть высказанного ниже можно вывести
из давно опубликованных и введённых в оборот текстов. Если угодно,
приведённые ниже комментарии к вопросам - просто здравый смысл,
применённый к известным данным. Тем не менее, коль скоро сегодня у
нас есть возможность поперчить супчик японскими данными - поперчим.
Основное достоинство этих данных - более аккуратный, по
понятным причинам, хронометраж событий.
1. Был ли "Ослябя" "неподвижной мишенью"?
Маловероятно, но не исключено. Если и был - то очень
непродолжительное время. Для этого вывода достаточно сделать
простую прикидку. Скорость 1-го броненосного отряда в момент
перестроения была не менее 9 и не более 11 узлов - возьмём по
нижней границе. Длину строя того же отряда можно принять равной 9
кабельтовым (от форштевня "Князя Суворова" до форштевня "Орла") -
это не очень строго, но попытка искать строгость в подобных
вопросах только уводит от ответа. Соответственно, немудрённое
математическое упражнение покажет: при движении по прямой "Орёл"
оказывался на месте "Князя Суворова" через 6 минут.
Таким образом, 6 минут - верхняя оценка временного диапазона, в
течение которого "Ослябя" должен был оставаться неподвижным, чтобы
пропустить 1-й отряд. На деле, даже если "Ослябя" и останавливался,
то произошло это не в тот момент, когда "Князь Суворов" был на
траверзе "Ослябя", и время остановки не могло превышать 2-3 минут.
Это - небольшой промежуток времени при тогдашних темпах стрельбы и
попаданий, и, умножив это "немного" на приведённое выше
"маловероятно", можно прийти к следующему выводу: ценность ответа
на вопрос №1 пренебрежимо мала, при этом поиск
точного ответа на этот вопрос трудоёмок, а получение точного
ответа - невозможно. Посему эту тему я попросту оставляю без
внимания.
Тем не менее, замешательство при перестроении нашей эскадры в
боевой порядок имело место быть. И, по устоявшейся японской версии,
единая кильватерная колонна сформировалась в 14.20 (~14.00 р.вр.).
Это стоит запомнить - впрочем, как мы увидим ниже, перестроение в
единую колонну могло закончиться и несколько раньше.
2. Было ли сосредоточение огня по "Ослябя" результатом
построения в две колонны?
Отчасти. Мотивы, по которым командиры японских кораблей выбирали ту
или иную цель, мне неизвестны. В то же время можно воспользоваться
указаниями на место цели в строю для построения выводов по
косвенным данным. Мы знаем, что по "Ослябя" стреляли как минимум
восемь японских кораблей - "Сикисима", "Фудзи", "Касуга", "Ниссин",
"Идзумо", "Адзума", "Токива", "Якумо". И, например, в рапорте
командира "Касуга" отмечено, что его корабль открыль огонь в 14.12
(~13.52), "цель - головной корабль "Ослябя"". Есть - насколько я
понял - подобный комментарий и в рапорте командира "Сикисима". А
вот в рапорте командира "Фудзи" место "Ослябя", по которому "Фудзи"
открыл огонь в 14.11 (~13.51), не указано.
Есть, впрочем, и более интересные комментарии. "Адзума" открыл
огонь по "Ослябя" в 14.18 (~13.58) - при этом в рапорте командира
отмечено, что цель была пятым кораблём в строю. В рапорте командира
"Токива" "Ослябя" как "пятый" указан уже в 14.17 (~13.57) - и тогда
же "Токива" открыл огонь. "Идзумо" перенёс огонь с "Орла" на
"Ослябя" в 14.27 - опять же, в рапорте указано место "Ослябя" как
пятое в строю. "Якумо" в 14.22 (~14.02) начал стрельбу по "Ослябя"
из 203-мм орудий - место корабля в строю не указано, но на тот
момент наша колонна уже сформировалась.
Иными словами - командиры японских кораблей не чувствовали себя
обязанными обстреливать именно головной русский корабль, что,
впрочем, давно известно. При этом корабли 1-го боевого отряда
постепенно переносили огонь с "Ослябя" на другие, более удобные
цели. "Сикисима" сделал это, видимо, в 14.20 (~14.20). В
соответствующей записи в рапорте командира стоит пометка "головной
противник" (頭敵), не привязанная к дальнейшему тексту - это,
вероятно, указание на цель корабля (такая же пометка есть и в
записи в 14.30(~14.10)). "Фудзи" в 14.21 (~14.01) открыл огонь по
второму кораблю, "Касуга" - в 14.25 (~14.05) по головному, уже,
соответственно, другому.
Таким образом, хотя, формально, число стреляющих по "Ослябя"
японских кораблях в отдельные минуты достигало величины 6-7,
большую часть времени по нему стреляли 3-5 японских кораблей.
Почему так было в первые 10 минут боя, сказать точно нельзя - хотя,
разумеется, версия о положении "Ослябя" основная. Но так было и
дальше, дольше других по "Ослябя" били "Токива", "Адзума", "Якумо".
Почему корабли 2-го боевого отряда выбирали в качестве цели
"Ослябя", неизвестно, но замечу - в бою при Шантунге однотипный
"Пересвет" оказался самой привлекательной для противника целью.
Дело могло быть в адмиральском флаге - но указаний на это я не
встречал - или просто в том, что эти корабли казались крупной и
удобной целью - комментарий в этом духе есть в рапорте командира
"Токива".
3. Была ли гибель "Ослябя" вызывана повреждениями в начале
боя?
В некоторой степени. Да, "Ослябя" получил попадание по ватерлинии в
носу, и это был, скорее всего, 305-мм снаряд с "Фудзи" - в рапорте
командира зафиксировано попадание крупным снарядом в 14.14
(~13.54), что хорошо согласуется с нашими данными. Тем не менее,
само по себе это попадание не привело к гибели корабля и, более
того, этому снаряду не отводилась даже главная роль.
Во-первых, у нас есть прямое свидетельство по этому поводу с
русской стороны. В показаниях минного офицера "Ослябя", лейтенанта
Саблина, говорится:
На месте пробоины в это время находились: старший офицер Капитан
2 ранга Похвиснев и трюмный механик Успенский.
Через несколько времени я спросил старшего офицера, как справились
с пробоиной. Он ответил, что заделать пробоину нельзя, но с водой
справились и пробоина теперь не представляет опасности.
Во-вторых, при выходе из строя "Ослябя" имел сильный крен на левый
борт. Настолько сильный, что кормовая башня главного калибра не
могла действовать, а вода начала захлестывать орудийные порты
нижней батареи. И погиб корабль, повалившись на борт - затопления в
носу столь сильной асимметрии вызвать не могли. Крен этот был
результатом попадания в броневой пояс у 10-й угольной ямы - и,
принимая во внимание то, насколько крен был силён, возможно,
результатом других попаданий в броню или небронированную часть
ватерлинии, о которых лейтенант Саблин и другие спасшиеся с
"Ослябя" не знали.
В-третьих, добавим всё тот же здравый смысл. "Ослябя" вышел из
строя примерно через 50 минут после начала боя, и через 40 минут
после того, как наша эскадра выстроилась в единую колонну. Едва ли
в таком случае следует уделять особое внимание именно первым десяти
минутам боя - хотя, как принято говорить, о случившемся в эти
десять минут не стоит забывать.
4. Почему гибели "Ослябя" уделено много внимания в отечественной
литературе?
Потому, что исследование Цусимы в отечественной литературе имеет
отчётливый привкус "бичевания злодея" (всё-таки молодцы Гуч и
Коэн). Злодей при этом - вице-адмирал З.П. Рожественский. Поскольку
бичеванию стоит придать хоть какое-то приличие, необходимо указать
на грубые, страшные, непростительные ошибки в бою. Единственная
возможность сделать это убедительно - навести телескоп на
замешательство в нашем строю в завязке боя. Поскольку у японцев и
британцев задачи взяться за бич, сохраняя приличия, не было - в их
текстах это замешательство в лучшем случае упоминается.
Пристального внимания ему не уделяется.
5. Какие выводы можно сделать из гибели "Ослябя"?
Гибель "Ослябя" - одно из доказательств и иллюстрация теории "атаки
вторым темпом" (оставим в стороне англицизм secondary scoring, хотя
и потеряем при это тонкий хоккейный аромат). Корабль, в конечном
итоге, приговорили броненосные крейсера 2-го боевого отряда. Не
получавшие аналогичного ответа со стороны кораблей 2-го и 3-го
броненосных отрядов просто потому, что аналогичный ответ был
технически невозможен.
|
</> |