Начнём с велодорожек, а потом откатим и всё остальное
gre4ark — 20.03.2017 Хорошая новость: новая сеть Магистраль в центре города теперь перевозит полмиллиона людей в день. Это больше, чем МЦК.Плохая новость: московские власти решили больше не делать велоинфраструктуру в центре города. Даже там, где она была заложена во время реконструкций прошлых годов.
Какая, казалось бы, здесь связь? Самая прямая.
Больше 20 лет потребовалось некоторым чиновникам и дорожным инженерам для осознания простого принципа «сначала инфраструктура – потом пользователи». Долгое время общественный транспорт в городе деградировал: пробки, неудобные схемы движения, дублирование и долгие интервалы. Когда кто-нибудь пытался изменить ситуацию в лучшую сторону, ему рассказывали про 1,5 бабушки в автобусе и отказывали во всех изменениях. Естественно плохой общественный транспорт становится бабушкавозом – стоять в пробке приятнее в своей машине, особенно если есть риски не дождаться автобуса.
И вот пробили новую маршрутную сеть с минимальной инфраструктурой и… произошло чудо! Люди поехали! Рост пассажиропотока на 30% за полгода – действительно достижение. А ведь сегодня сеть Магистраль далека от идеала: нет нужных выделенных полос, удобного хаба и остановочных площадок. Элементарно, автобус должен ходить прямо, а он наматывает круги из-за односторонних улиц и бессветофорности. Из-за этого автобусы часто ходят толпами и не соблюдают интервалы.
Уверен, что с появлением поворота для М3 с Волхонки в сторону Лубянки, работающих выделенные полосы на всех магистралях, хабов на Лубянке и Китай-городе и так далее – Магистраль повезёт миллионы. Главное стабильность и предсказуемость, и тут мы опять упираемся в «сначала инфраструктура – потом пользователи».
Фото Дмитрия Герасимова, Веломосква
А теперь посмотрим на велосипеды. На прошлой неделе официальные лица неофициально заявили велосипедистам, что ждать велополос не стоит. Причина проста: велодорожки сделали, а пробок из велосипедистов на них нет.
В своём решении власти города опирались не на статистику, международный опыт или любые другие объективные факты – они все однозначно за велосипед в городе. Вместо этого они читали сообщества автомобилистов в фейсбуке. Очень умно опираться на субъективное эгоистическое мнение людей, которые даже не пробовали пользоваться велополосами и дорожками по назначению.
Сегодня в Москве нет единой велосети, нет безопасных и комфортных связей для пешеходов и велосипедистов, зато есть множество улиц-монстров и фактическая скорость в 80 км/ч. Все ждали, что велосипедисты будут телепортироваться с велодорожки на Неглинной на велополосу Большой Ордынки, а они почему-то не стали. В общем, про первичную роль инфраструктуры все забыли.
А теперь представим, что с остальной инфраструктурой в городе будут делать то же самое. Вот смех начнётся:
- делаем автобусный маршрут с интервалом в полтора часа, а он почему-то никого не возит
- возводим станции метро с неудобными пересадками в пустом поле, а пассажиров не набирается даже на автобус-гармошку
- строим площадь с фонтаном без подступов к ней – растерянный вид и суматошный поиск глазами людей
- вводим плату за парковку на одной улице и не понимаем, почему улица пустая, а дворы и соседние улицы забиты под завязку
К любым транспортным инфраструктурным проектам нужно подходить комплексно, а не делать всё наполовину. Этот принцип работает с новыми станциями метрополитена, мостами, автобусными маршрутами, пешеходными улицами и… велоинфраструктурой! Не просто так Нью-Йорк, Богота, Оулу, Альметьевск и другие города создают велосеть. Не отдельные велодорожки, а именно сеть. Самостоятельные отрезки велодорожек на нескольких улицах так же успешно привлекают пользователей, как автобус раз в полтора часа.
Даже Магистрали потребовалось время на раскрутку, а ведь до неё наземного транспорта в центре города как единой сети давно не было. С велосипедами всё немного проще: нет дорожек и полос – езжай с машинами или тупи на тротуаре. Да, это либо опасно, либо дискомфортно, но такая ситуация устраивала экстремалов и заядлых велосипедистов. Но даже в этой ситуации велосипедистов в городе стало больше – это видно по улицам, об этом говорит статистика велопроката. Это были первые ростки от неполноценной, но все же появившейся инфраструктуры. Но мэр и остальные решили просто закатать всё в асфальт, вместо велосипедизации города. Браво, самое умное решение.
Самое опасное, что история с велосипедами вполне может начать распространятся на другие позитивные изменения в городе: реконструкция улиц превратится в простую замену асфальта на гранит; вместо обособленного комфортного трамвая на новых улицах – пробки из автобусов; уродование улиц развязками и подземными переходами и так далее. В России и Москве очень хороший опыт самодурства и систематизации идиотизма. Поэтому история с велополосами касается не только текущих и потенциальных велосипедистов, а всех нас – комфортный и безопасный город должен быть для всех, а не для отдельных категорий.
Поделиться записью:
|
</> |