Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

топ 100 блогов gre4ark14.03.2017 Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Не бывает хороших городов с плохим общественным транспортом. А чтобы автобусы, метро и электрички вывозили город, они должны работать как единое целое, а не как самостоятельный вид транспорта с конкуренцией за пассажиров. Поэтому важна координация и пересадки между разными видами транспорта: чтобы человек из пригорода смог спокойно доехать на велосипеде до электрички, приехать на поезде в центр, а дальше тут же спуститься в метро или уйти на трамвай без унижений и боли.

Транспортно-пересадочные узлы/хабы - один из важнейших элементов транспортного комплекса. При этом понятие ТПУ весьма широкое: это любое место, где человек пересаживается с одного вида транспорта на другой. Перехватывающая парковка у жд-станции? Хаб. Две остановки на перекрёстке? Тоже хаб. Станция городского велопроката у зарядки электромобиля? Тут спорно, но вполне вероятно.

Давайте разберём эти ваши ТПУ.

Пользователи

Пользователей хабов по целям можно разделить на две большие группы: пассажиры и местные жители.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
где-то в Израиле

Пассажиры - транзитные пользователи, их цель - быстрее уехать, возможно по пути получив дополнительные услуги. В свою очередь пассажиров можно разделить по видам транспорта, точнее, откуда они придут и как их принимать:
- пешеходы
- велосипедисты
- жд
- парковка
- метро
- наземный транспорт
- такси и тд

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Лондон

Для местных жителей ТПУ может стать точкой притяжения с кафе, сервисами или магазинами. Многие называют это третьем местом - местом для различных социальных контактов. Для справки: первое место - дом, а второе - работа.

Возможно смешение ролей и их корректировка. К примеру, пассажир может оказаться местным жителем-любителем выпить перед поездкой кофе или пиво и проверить ленту в фейсбуке. Или местные жители пользуются ТПУ в транзитных целях - актуально в случае жд станций или наземного метро, когда пути разрезают район, а хаб выступает точкой соединения. Бывает распространённая ситуация, когда человек-пассажир ждёт на станции кого-то второго - цель вроде одна, но при этом место должно отвечать требованиями общественного пространства.

Транзит и общественное пространство

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Лондон

Исходя из потребностей, хаб должен отвечать запросам двух больших групп пользователей. Хотя их цели и специфика крайне противоположны: одни спешат и нервничают, а другие спокойно проводят время. Поэтому надо уметь грамотно разводить потоки.

Транзит

Понятно, быстро, удобно - примерно так можно описать ТПУ как транзитную точку. Начать стоит с самого простого вопроса - где я и как мне уехать или перейти на нужную остановку. Это банальнейшие вопросы, но без ответа на них пользование хабом превращается в стресс - никто не любит теряться, особенно в толпе бегущих людей. Поэтому нам нужна навигация!

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Утрехт Центрааль

Более того, именно задача облегчить навигацию должна ставиться ещё на этапе проектирования хаба. Стрелками хорошо показывать "прямо и налево", но когда для перехода из метро на автобус надо подняться, обогнуть торговые ряды, найти сторону Б, а затем ещё раз подняться на эскалаторе справа (именно на правом, а не левом) - ни одна навигация не сможет упростить жизнь пассажирам.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Утрехт Центрааль

К навигации можно отнести информирование пассажиров об отъезде/подъезде других маршрутов. Хорошо, когда пассажир ещё в вагоне метро знает, что через n-минут наверху будет трамвай, чтобы понять, успеет он на него или нет. Идеально, когда расписание синхронизировано и трамвай, к примеру, ждёт людей из поезда метро.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Париж

С быстротой всё вроде тоже понятно: должно быть близко и без лишних препятствий типа подземных переходов.

Неправильно: две остановки на расстоянии в 300м; две станции метро в 500м друг от друга; станция МЦК и метро в 1км друг от друга...

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
ТПУ в Мюнхене: вход в метро, велопарковки и автобусные остановки

Правильно: остановка напротив выхода из метро; велопарковка у входа на станцию; остановки на перекрёстках...

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
ТПУ Кальмана Селля (бывшая Московская площадь)

Хозяйке на заметку: пересадка Останкино <--> Бутырская примерно на 150 метров короче, чем Петровско-Разумовское <--> Петровско-Разумовская. Компактность - наше всё.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Утрехт Центрааль

С удобством уже сложнее - каждый по-разному понимает это для себя. Кому-то хватит ровного пола без ступенек, второму подавай интересные архитектурные решения со световой навигацией, а другим просто нужен газетный автомат на платформе. Если попытаться упростить до нескольких тезисов, то получится: безбарьерная среда, комфортные условия по температуре и осадкам, светло, навигация, туалеты, вода, кофе, закуска.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Прага

Думаете я забыл про безопасность? Нет, просто это единый принцип для всего общественного транспорта. Только безопасность не в виде камер и рамок на входах, а в социальном и тактильном плане. Люди не должны думать при пересадке, как защищаться от маньяка за углом или провалится под вами пол или нет.

Общественное пространство

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
ТПУ в Париже

С общественным пространством хаба работают те же самые принципы, что и для других публичных мест города. Минимальный набор выглядит так: посидеть и поесть. Хотя ладно, кого я в 21 век обмануть пытаюсь, - ещё Wi-Fi нужен.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
ТПУ в Париже

Общественное пространство должно завлекать людей - точки ритейла, кафешки, бары легко справятся с этим, создав разнообразие и места для посидеть и поесть, ещё и пароль от интернета дадут. Местным жителям могут пригодиться продуктовые или хозяйственные магазины.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Утрехт Центрааль

Очень круто работают фонтаны при ТПУ или публичные пианино - хорошо оживляют пространство и притягивают людей:
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Утрехт Центрааль

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Тель-Авив Центральный

На самом деле вопрос качества хаба как общественного пространства ограничен фантазией архитектора и финансированием.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
ТПУ Кальмана Селля (бывшая Московская площадь)

Долгосрочное планирование

Чем больше ТПУ - тем дороже его стоимость и дальше горизонт планирования. Неправильно установили остановку? Её передвинут через год-два. Заложили станцию метро там, где удобно, а не там, где надо - ну это исправят лет через 200, может быть.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Просто помните, что от конкретных решений будет зависеть жизнь людей следующие лет сто. Пример из жизни: движение по МЦК запустили в 2016, а по станции метро Ленинский проспект в 1962 - переход из метро на жд пути больше полувека простоял заделанный бетоном. Зато теперь это одна из самых востребованных пересадок на всём кольце. А ведь если бы тогда не было принято решение сделать задел, то пересадка была бы сложнее и дальше.

Поэтому нужно не только смотреть на запросы дня сегодняшнего, а ещё оценивать перспективу. Лучше отталкиваться от логики сделать сегодня чуть больше и дороже, чем через 15 лет перестраивать всё и тратить в разы  денег, времени и нервов пассажиров.

Ваша задача - люди

О чём часто думают специалисты, которые создают ТПУ у нас в стране? Часто у них даже нет понимания, что такое хабы и зачем они нужны, зато все понимают про соответствие нормам, бюджету и срокам. В итоге получается шляпа - из расчётов полностью выпадают люди и их запросы.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Системой оценки хаба для пассажиров может служить пассажиропоток: его повышение и достижение заданных параметров. Только эти цифры не скажут вам о потенциальных пассажирах, которые бы воспользовались вашим ТПУ, если бы он отвечал запросам в скорости, доступности или чему-нибудь ещё.

С ТПУ как точкой для местных всё ещё сложнее - тут даже нет цифр по валидациям! Зато можно посмотреть по торгашам и спонтанным точкам ритейла - если они есть, значит есть запрос. Хотя качество такого стихийного бизнеса явно не красит ТПУ ни для пассажиров, ни для местных жителей.

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Киев

Лучше всего оценивать работы по опросам - это самый удобный механизм обратной связи для столь широкого диапазона вопросов. К примеру, мы на Веломоскве провели опрос велосипедистов, насколько удобно им пользоваться станциями МЦК с велосипедами (то есть как раз пересадка - значит ТПУ). Получился интересный результат: у МЦК идёт рост пассажиропотока и все говорят, как всё хорошо, только вот качество исполнения плохое и это отбивает желание пользоваться городской электричкой:
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Ещё один хороший инструмент для поиска ошибок и их исправления - тестовые пассажиры и люди. Просто перед открытием дайте группам задание следовать определённым сценариями, записывая вопросы и трудности, - помогает взглянуть на всё глазами пассажиров и что-то исправить перед пуском. Такое обычно проворачивают в новых аэропортах перед началом работы.


Что дальше

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Думаю вы поняли, что весь текст - теория с принципами. Это всё полезно и важно, но слегка отстранено от практики. В ближайшее время планирую разобрать некоторые удачные и не очень ТПУ Москвы с точки зрения пассажира и обычного горожанина - вот там мы окунёмся в ... практику с головой!

Поделиться записью:

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо


Избранные посты про транспорт:
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Надо правду говорить - Люди гибнут за олигархат. Дальше не важно какой он там, чьего извода, США, РФ, Сион. Более 30 лет было что бы понаблюдать, подумать, сделать выводы. Гибнут значит совершеннейшие дураки, не способные вообще никак мыслить. Причем олигархат над ними еще и стебется, ...
Канарейку из-за моря Привезли, и вот она Золотая стала с горя, Тесной клеткой пленена. Птицей вольной, изумрудной Уж не будешь, — как ни пой Про далекий остров чудный Над трактирною толпой! Иван Бунин ...
Свежачок из питерского котокафе "Республика кошек" Позже ...
Молодой пацан, запах папирос, Бескомпромиссное решение формирует твой мозг В 2003-2004 году основным рингтоном для мобильных телефонов, уже становящимися массовым аксессуаром на просторах нашей необъятной Родины, стала основная музыкальная тема из «Бумера». В школьных коридорах ...