Набрела на статью Марии Пироговской "Миф о биологической

Я и сама прямо тут в ЖЖ не раз замечала, как поведенческие, психологические, эмоциональные и символические различия между мужчиной и женщиной, между ребенком и взрослым, между носителями различных видов сексуальности, между представителями различных культур многие объясняют влиянием природных факторов.
"Мужчина по природе добытчик", "женщина по природе хранительница домашнего очага", мужчина не может не изменять жене, потому что по природе, полигамен, все южане "экспансивны", "северяне холодны и замкнуты из-за сурового климата" и так далее.
У меня утверждения о том, что в основе всех форм социального поведения лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным, всегда вызывали сомнения и даже протест.
Мария Пироговская пишет:
"Однако, социобиология не в состоянии ответить на вопрос: если природа в человеке так сильна, почему известные нам человеческие общества такие разные?
Если мужественность и женственность предписаны биологическим полом, почему в разных обществах и в разные исторические периоды стереотипы мужского и женского поведения столь разнообразны?
Почему в разных культурах так по-разному выглядит детство?
Само многообразие обществ должно подвести нас к мысли, что человек представляет собой поле битвы, на котором социум оказывается не менее — если не более — сильным игроком.
Это не значит, что природные факторы не важны; но следует помнить, что под влиянием социальных конвенций они могут меняться до неузнаваемости и символизироваться в противоположных терминах. Списывать же все на природу — существенное упрощение предмета исследования".
СОЦИОБИОЛОГИЯ
(англ. sociobiology) — область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека.
В частности, социобиология утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить наилучшие шансы на успешную передачу потомству своих генов. Иначе, все формы поведения социального, свойственные различным видам и в особенности человеку, существуют, лишь поскольку обеспечивают передачу потомству возможно большего числа генов, исходя из чисто "эгоистических" принципов. Выходит, что все многообразные аспекты человеческой деятельности проявляются лишь для того, чтобы позволить индивиду передать дальше свой генетический материал; всякий организм — всего лишь машина, обеспечивающая сохранение генов, а различные формы его поведения — всего лишь стратегии для наилучшего распространения этих генов.
|
</> |