О слове «дебил»
natali_ya — 08.09.2018 Помнится, я обещала не писать больше постов по статьям Дениса Драгунского, но на сей раз у меня очень уважительный повод написать — пост моего уважаемого френда profi:Он даёт ссылку на эту статью: Слова и Смыслы by Денис Драгунский.
и сопровождает её словами: "Я бы сказал - практически ППКС".
Мой у него комментарий:
А мне эта статья показалась ни о чём.
Во-первых, Драгунский говорит не об Америке и не о Западной Европе, а о России, так к чему это:
"Но язык (и народ) не обманешь. Слова «альтернативно одаренный» означают «идиот» — и ничего более"?
Сейчас в России назрела такая проблема? В СМИ, разговорах в ЖЖ и в реале стали часто употреблять этот эвфемизм и надо активно с этим бороться?
Или этот пассаж:
"Зачем так бояться слова «дебил»? Может быть, наоборот, надо употреблять его шире, лишать негативной окраски? Сообщить, что дебилов не менее 1% населения. Значит, у нас в стране полтора-два миллиона человек — дебилы. Что некоторая не самая малая часть тружеников низкой квалификации — дебилы. При том они обладают всей полнотой человеческих и гражданских прав: дебильность — это вовсе не «умалишенность» в правовом смысле слова."
Вот, объясните мне, что это значит "употреблять его шире"?
Писать больше статей на эту тему? Зачем? И так понятно, что не только в России, но в любой стране определённый процент населения страдает дебильностью, то есть, слабой степенью умственной отсталости, обусловленной задержкой развития или органическим поражением мозга плода.
Не стесняться называть собеседников дебилами? Но это будет именно оскорбление, мы же не медики и никто нам не поручал ставить собеседнику медицинский диагноз.
Да, в настоящее время в медицине термин «дебил» не рекомендуются к использованию, так как он вышел за сугубо медицинские рамки и стал носить социальный (негативный) оттенок, вместо этого предлагается писать в диагнозе «умственная отсталость лёгкой степени»
И что случилось? Пострадала точность диагноза? Нет.
Зачем и, главное, как лишать негативной окраски?
Что поделаешь, язык живой, некоторые слова в нём приобретают другие оттенки смысла и слово «дебил» стало восприниматься не как медицинский диагноз, а как оскорбление
Маяковского вспомнила:
Слова
у нас
до важного самого
в привычку входят,
ветшают, как платье.
Хочу
сиять заставить заново
величественнейшее слово
«ПАРТИЯ».
Драгунский не предлагает заставить сиять слово «дебил», а всего лишь лишить его негативного смысла. Но настолько ли мы властны над языком, чтобы по собственному желанию менять устоявшийся смысл тех или иных слов? Даже, если слово приобрело такой смысл относительно недавно.
Он заканчивает статью словами:
— Не надо бороться с языком. Он сильнее и мудрее, чем нам кажется, и он разрушит все планы непрошеных «полит-корректоров».
Но разве в этой статье он сам не выступает в роли непрошеного АНТИ полит-корректора?
|
</> |