На Вороньей горе.
flackelf — 27.01.2018 Сегодня решил поехать немножко за город, а именно в район Красного Села, на знаменитые Дудергофские высоты.Собственно там всего 2 горы - Воронья и Ореховая, но они очень известны и совсем не только по событиям 1941-44 годов.
В этих абсолютно плоских как стол краях, любой холм приобретает собственное название и имеет какую-то интересную историю. Кстати эти высоты имеют ледниковое происхождение, а неподалеку расположены ещё более известные - Пулковские.
На Правобережной Украине, где я жил в своей предыдущей жизни, таких горок и холмов тысячи и никому не приходит в голову давать название каждому.
Но вернемся к событиям прошедшей войны. Ведь все-таки именно сегодня был день освобождения Ленинграда от вражеской блокады. И именно во время блокады Дудергофские высоты стали тем самым зловещим местом, с которых противник как на ладони видел весь Ленинград, управлял с них своей системой артиллерийского огня по городу и использовал как позицию для своих орудий.
Еще в августе 1941 года, как только противник появился в этих местах, командир передовой немецкой части, взобравшись на Воронью гору, а именно она стоит севернее Ореховой, взяв в руки бинокль, поразился открывшимся видом.
Перед ним лежала абсолютно ровная гигантская низменность с дельтой Невы и расположенным на ней городом Святого Петра. Дымили трубы заводов, видны были шпили и купола домов и соборов, портовые краны, железные дороги идущие к городу и суда идущие в порт по Невской губе.
И совершенно неудивительно, что противник сразу же облюбовал эту позицию и приспособил ее для ведения огня по городу, который вёлся почти 29 месяцев. Пулковские высоты стояли практически у переднего края и меньше подходили для этой цели чем Дудергофские, которые располагались глубже в тылу.
19 января 1944 года противник был выбит с Вороньей горы и муки Ленинграда прекратились. А 27 января немцы были окончательно отброшены из этих мест.
Об этой зловещей горе были написаны стихи, ей посвящена также одна из песен Юрия Антонова.
Погода сегодня конечно как нельзя, меньше всего подходила для подобных вылазок, но в Питере если ждать солнца, то можно почти все время просидеть дома.
На горе было очень скользко и была не до конца сделанная лестница. А густой туман почти полностью закрывал все возможные с неё виды. Впрочем летом там тоже, из-за обилия деревьев не сильно что-то увидишь, кроме одного направления - в сторону озера на реке Дудергофке.
В любом случае поездка оказалась интересной и полезной, тем более, что с Балтийского вокзала ехать то всего 35 минут.
А еще меня там ждал сюрприз в виде сохранившегося роскошного вокзала царской постройки.
1. Высота Вороньей горы 147 метров над уровнем моря, что довольно много для наших мест и так эта возвышенность выглядит с высоты птичьего полёта.
У подножия высот проходит железная дорога Лигово - Гатчина. В прошлом это была элитная линия железной дороги, которая вела из Петербурга, через Красное Село, прямо к дворцу в Гатчине.
2. На Балтийском вокзале. Надо же, в который раз!
Обе электрички обозначены как Рижские с индексом ЭР. Вот только таблички почему-то разные.
3.
4. К той, что на фото выше была прикручена вот такая. Ну поезд явно не 2008 года выпуска и на "демех" совсем не похож.
5. Но ехать нам предстояло вот на этой. Тут даже год изготовления не видно.
Поезд 1990 года и это самые старые электрички на нашем узле.
6. Платформа Можайская. Приехали.
7. Электричка пошла дальше на Гатчину.
Грузового и движения ПДС тут нет. Чисто пригородная линия как на Сестрорецк.
8. Историческое название и станции и населенного пункта - Дудергоф.
Кстати населенному пункту оно было недавно возвращено.
9. Вокзал построен в стиле модерн в 1899 году. Он чудом сохранился в войну, но нуждается в реставрации.
10.
11.
12. Кажется раньше тут была полноценная станция с путевым развитием и красивыми деревянными постройками.
Сама же жд ветка была проложена в 1872 году.
13.
14. Зал ожидания.
Хотя что тут реставрировать? Остальные помещения вокзала никому не нужны, а снаружи здание выглядит на четверку. Крыша новая по крайней мере.
15. Гора начинается сразу же у железной дороги.
16.
17.
18.
19. Вход на гору.
20.
21.
22.
23. Конечно сюда лучше приехзжать летом. Но и зимой тоже надо куда-то ездить.
Летом вообще везде лучше приежать.
24.
25.
26. Начинают открываться виды.
27.
28. Дудергофское озеро. Только в его сторону есть открытый вид.
29. Смотровая площадка.
30.
31. Гора имеет поъемник для лыжников.
32.
33.
34.
35.
36. Так вид на озеро выглядит летом.
37. На несколько сот метров углубился вглубь вершины горы.
Сама гора не сильно большая, может километр всего в длину.
38.
39.
40. Пишут, что тут на этих высотах растет очень много лещины, есть клен, ясень, встречаются старые сосны.
41.
42. Древний валун.
43. А вот тут уже видны следы из XX века.
44. Бывшие траншеи. Немецкие конечно же.
Гора небольшая, не знаю как много противник мог на ней разместить орудий, тем более в условиях контрбатарейной борьбы. Вероятно отсюда шло в основном управление огнем, а орудия находились на прилегающей местности.
Вот эта сторона горы как раз обращена к городу.
45. И так это выглядит летом. Не знаю где есть такая точка, чтобы сделать такой снимок, в условиях сплошной растительности.
Может с квадрокоптера?
46. А так это выглядело 75 лет назад.
47.
48. Дома на берегу озера.
49. На Петербург.
50. На Гатчину-Балтийскую.
51.
52.
53. Развалины старого дома.
54. Электричка со стороны Петербурга.
55. Вид на озера из окна электропоезда.
56.
57.
58. Конец января 1944 года. Противник отброшен от Ленинграда.
|
</> |