Мюриэл Спарк «Мисс Джин Броди в расцвете лет»
neosonus — 05.05.2023
Мисс Джин
Броди во всех отношениях особенная. На все имеет собственное
мнение, глубоко заблуждается в оценке людей, судит категорично,
ревнива, амбициозна, интеллектуально экстравагантна, умудряется
вести «подрывную педагогическую деятельность» в глубоко
консервативном учебном заведении, внушая девочкам-воспитанницам
разные вредные идеи (например, она противница «чувства локтя» и
девочки клана Броди оторваны от коллектива и живут в нем сами по
себе). Она убеждена, что «искусство важнее, чем наука», а
«одно из важнейших преимуществ женщины» выражение
безмятежности на лице. У мисс Джин Броди свой взгляд на
образование: «Директриса и я в корне расходимся в понимании сути
нашей работы. Вопрос заключается в том, что правильнее: просвещать
детские умы или насиловать их». И вот, в 1931 году мисс Джин
Броди взяла под свое крыло шесть девочек и вскоре их уже все
называли никак иначе как «девочки Броди». И кто бы мог подумать,
что воспитание этих девочек изменит жизнь мисс Джин Броди раз и
навсегда…Классика XX века, роман Мюриэл Спарк, признанный шедевром британской литературы, произведение, благодаря которому писательница получила международную известность и всеобщее признание. Роман, вошедший в 100 лучших англоязычных книг. «Мисс Джин Броди в расцвете лет».
Знакомство с мисс Джин Броди в некоторой степени обескураживает. Она совершенно не похожа ни на кого из моих знакомых, у нее нет сестер по духу в прочитанных мной романах, да и в творчестве самой Мюриэл Спарк она стоит особняком (во всяком случае, для меня). При этом я читаю роман и обнаруживаю, что она вовсе не особенная, что таких как она было в те времена, в промежутке между двумя Мировыми войнами, много. «В тридцатые годы таких, как мисс Броди, были легионы: женщины от тридцати и старше, заполнявшие свое обездоленное войной стародевическое существование поисками и открытием для себя новых идей, энергичной деятельностью в сфере искусства и социального обеспечения, просвещения и религии»
Женщины, которые не могли реализовать себя сполна. У которых не было семьи и детей, зато был незаурядный ум и завышенные ожидания к жизни. По сути своей целое поколение маргиналов – вышедших их одного социального слоя, но прижившиеся в другом. Дочери «коммерсантов, священников, университетских профессоров, врачей, бывших владельцев больших магазинов или рыбных промыслов» получившие, благодаря образованию и суфражисткам, представление о возможностях этого мира, но неспособные эти возможности реализовать.
«Они посещали лекции, пробовали питаться только медом и орехами, брали уроки немецкого языка и затем пускались в путешествие по Германии пешком; покупали фургоны и отправлялись в горы, к озерам; они играли на гитаре и поддерживали начинания всех новых мелких театральных трупп; они снимали квартиры в трущобах, раздавали соседям банки с красками и учили, как простыми средствами украсить жилище; они пропагандировали идеи Мари Стоупс; они ходили на собрания Оксфордской группы и бдительным оком следили за спиритическими сеансами»
Видимо
поэтому образ этой прогрессивной учительницы был понятен и знаком
читателям в 1961 году, когда роман был впервые опубликован в
журнале The New Yorker и сразу же завоевал большую популярность.
Легкий слог, нетривиальный сюжет, живые герои, реализм и сатира,
сложность человеческой жизни в целом и каждой женской судьбы в
частности. Особую прелесть роману добавляет писательский ход –
каждая из девочек Броди получит право голоса спустя много лет. В
разговоре с мужем или при встрече друг с другом, в переписке или
собственных воспоминаниях они вспомнят мисс Джин Броди – в самом
расцвете лет. И тогда роман позволяет изучать героев «с разного
расстояния» – то приближая изображение, то удаляя, рассматривая
историю через годы, полученный опыт, разочарование или очарование
воспитанниц.Самое интересное для меня было то, что у мисс Джин Броди был реальный прототип. Учительница Мюриэл Спарк – Кристина Кей (1878-1951). Ее отец, Александр Кей, краснодеревщик, умер, когда девочке было 15 лет. Она продолжала жить с матерью и заботилась о ней до самой ее смерти в 1913 году. Учитель музыки, как вы видите, был лишь плод воображения Мюриэл Спарк, но необыкновенная, чудная и несколько странная учительница имела место быть.
Когда-то давно я видела экранизацию романа и образ Мэгги Смит в главной роли еще долго преследовал меня. Мне не хотелось браться за книгу с уже сложившимся представлениям о героях и их поступках, и лишь когда воспоминания стерлись, прочла роман. Мне кажется, кино и книга очень разные. И дело не в фактах и отдельных сценах, а в атмосфере, в образе мисс Джин Броди. Мэгги Смит прекрасно сыграла и создала пример Джин Броди, на который ориентируются актеры по всему миру (а книга адаптирована в пьесу и ставится по всему миру). И я понимаю, что это избито звучит, но все же книга лучше.
Мне очень понравилось. Я только жалею, что сразу не смогла написать рецензию, и сейчас, спустя несколько месяцев после прочтения, от романа остался лишь образ, положительное впечатление, а детали (т.е. чем именно он мне понравился) стерлись из памяти.
Онлайн-ТВ как часть цифровой медиасреды
Ситуация следующая...
Нулевая бабка
"Карпе Ретрактум!"
Октябрь 2018 года. 23-летняя Фиона Симпсон ехала по шоссе Д’Агилар рядом с
Незаживающий храм
О кошмаре в Кремле Управляемость напрочь потеряна?
Теперь официально: Николай и Бенедикте вернулись в Данию
"Подгоревший тост" — девушка Бонда, Супермена и сантехника Тери Хэтчер и ее

