Читательский дневник. Пост *6.0
neosonus — 03.05.2023
Иногда мне кажется, что психологии слишком много в моей жизни,
иногда кажется, что слишком мало. Иногда промежуток между этими
двумя состояниями составляет несколько минут)) В общем, отношения с
психологией у меня сложные. Углубляться в эти противоречия мне
совершенно не хочется, но при этом, какая-то потребность уйти в
самоанализ, рефлексию есть. Во всяком случае, когда я подошла к
книжным полкам и задумалась над тем, какую книгу взять для
следующего читательского дневника, внимание мое полностью поглотила
полка с книгами по психологии. Ялом, Левин, Перлз, Ричардсон и
Бэрон, Зимбардо, Пестов, Зинкер, Булюбаш, Силлс, Олдхейм, супруги
Гингер, Харрис и Каннабих. Мне есть из чего выбирать. Рука сама
потянулась (о, да! я тут ни при чем. Это все рука виновата))к
толстому тому корифея отечественной психологии Е.П. Ильину, второму
изданию его знаменитого исследования «Эмоции и чувства». Том этот
очень увесистый, таким можно при необходимости обороняться от
врагов. 784 страницы, твердый переплет, вес 1 033 г. (хотя по
ощущениям больше). Я с большим сомнением смотрю на монументальный
труд в моих руках и думаю:
«Господи, если я Маклюэна читала год
и четыре месяца, то сколько же я в таком случае буду читать Ильина?
Пять лет? Особенно если учесть, что это за книга».

Все еще не приняв
окончательного решения, я открываю оглавление. 18 глав с десятками
параграфов, заключение и приложение (словарь, методики,
практикумы), список использованной литературы и предметный
указатель. Кстати, я уже говорила, что «Эмоции и чувства» это не
просто монография, а учебник? Нет? Ну так вот, это прямо учебник.
Реальное пособие для студентов. Лично я познакомилась с Ильиным как
раз в универе, по его учебникам училась все пять лет (в
педагогическом университете психология изучается с первого и до
последнего курса, плюс госы). Не конкретно по этому пособию, но тем
не менее. Итак, пробегаю взглядом по названиям:
глава
«Эмоциональные типы». Параграфы: Оптимисты-пессимисты, гневливые,
совестливые, эмпатийные, тревожные… Круто, думаю я.
Глава
«Характеристика различных эмоций», параграфы: эмоции ожидания и
прогноза (волнение, тревога, страх, отчаяние), фрустрационные
эмоции (обида, разочарование, досада)…. Мой интерес возрастает
все больше и больше, и в тот момент, когда я встречаю заголовок
«Особенности эмоциональной сферы педагогов» решение принято
окончательно. Я буду читать эту книгу. И да, она ни разу не легкая,
и в начале там (я полистала), совершенно зубодробительные главы, но
ничего страшного. Во-первых, мы не ищем легких путей. Во-вторых,
хочу читать именно её. И да, наверное, мне потребуется года
полтора, а может больше. Ну и ладно. Зато я ее прочту. И да, это
будет …кхм. Интересный во всех отношениях читательский опыт для
меня.
Я отдаю себе отчет, что не смогу просто конспектировать и вести
традиционный читательский дневник, я буду уходить в сторону,
вспоминать какие-то вещи, писать какие-то личные истории,
отзываться личным. Я совершенно точно буду использовать это чтение
в терапевтических целях. С другой стороны, разве это плохо? В конце
концов, это куда лучше, чем я просто возьму книгу, пролистаю,
прочту выборочно одну-две главы и поставлю обратно на полку. О нет.
Ильин заслуживает большего!
Итак, шестой читательский дневник запущен, господа! *хлопок пробки
от шампанского))))
Е. П. Ильин «Эмоции и чувства»