Музыка спасла его от расстрела
von_hoffmann — 03.11.2025

3 ноября 1972 года в забвении и безвестности умер композитор Сергей Федорович Кайдан-Дешкин, автор знаменитой некогда пионерской песни "Взвейтесь кострами, синие ночи!"
Песня постоянно звучала из всех репродукторов страны, во всех школах, пионерлагерях, в походах и на турслетах. Но без имени композитора, объявленного врагом народа.
Сергей Федорович Дешкин родился 23 июня 1901 года в городе Вильно (теперь Вильнюс). Отец его Федор Иванович Дешкин был канцелярским чиновником управления железных дорог. Мать Татьяна Александровна – домохозяйка.
Музыкальные способности у Сергея проявились рано. В Москве он обучался сразу по двум специальностям: композиции в классе М.Ф.Гнесиной и фортепиано в классе Е.Ф.Гнесиной.
После окончания музыкального училища Сергей Дешкин начал творческую деятельность композитором театра кукол в Москве.
В 1922 году к нему домой зашел сотрудник ЦК РКСМ Николай Брюханов, предложивший написать музыку к стихам Александра Жарова. Будущий пионерский гимн предлагалось написать чуть ли не за день. Жаров вечером был в театре, где давали оперу Гуно «Фауст», в первом действии там есть сцена, когда солдаты идут по городу под марш. Именно на этот мотив и написал поэт слова, но молодежных функционеров не устроила музыка буржуазного композитора- иностранца. Поэтому комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать мелодии Гуно иной характер. Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособив его для пионерского горна. Это было первое произведение молодого композитора, но оно сразу же зазвучало по всей стране. Любопытно, но с поэтом Александром Жаровым Сергей так и не встретился ни разу.
Арестованный по доносу ещё 9 августа 1930 года и сидевший в тюрьме, 5 января 1932 года Сергей Дешкин был осужден коллегией ОГПУ по статье 58-8, ч.2,«как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и приговорен к 10 годам лишения свободы. Молодой композитор оказался вначале в Вятлаге, а в 1935 году его этапом привезли в Дудинку (Норильлаг).
Директор Великолукского музея Анатолий Сизов писал в городской газете «Великолукская правда» в 1991 году, что по воспоминаниям жителей города, даже в годы своей зрелости (а он жил там с 1959 года), композитор без боязни резал правду-матку в глаза любому собеседнику. Видимо из-за этого и пострадал.
Вся детвора великой страны вдохновенно пела песню «Взвейтесь кострами, синие ночи!», а ее автор в это время томился на нарах холодных бараков.
Сохранившиеся письма С. Ф. Кайдан-Дешкина, написанные им из заключения, знакомят современников с условиями лагерной жизни. В письме к своей знакомой из Горной Шории 2 июля 1935 года Сергей Федорович писал: «Я очень устал и стал очень дохлый. Что я делаю? На это я Вам не отвечу. Во всяком случае, то, что не имеет даже отдаленного отношения к искусству... Мое моральное состояние? Это жестокий вопрос, родная. Я больше года не касался клавишей, у меня нет здесь искренних друзей, я забыл, что есть на свете нежность, дружба, свобода. О, если б я знал, что я сделал, чтобы изведать такое немыслимое страдание... Учтите, что я потерял свою душу — искусство, что передо мною глухая стена, которую никто не в состоянии пробить... За эти пять лет я прошел все страдания Дантова ада... Поймите, что у меня нет своей жизни и мне не из чего ее создать. Я совсем изнемогаю от горя и одиночества».
Спустя почти полгода, 5 декабря 1935-го, находясь в еще более тягостном состоянии, С.Ф.Кайдан-Дешкин пишет: «...Стряслась большая и, боюсь, непоправимая беда, меня отстранили от работы в оркестре, и я сейчас работаю в качестве чернорабочего на земляных работах. Мало того, что я лишен музыки, что совершенно морально убивает меня, кроме этого, Вы сами понимаете, что из меня не может получиться хороший землекоп, а это несет за собою не совсем хорошие последствия. Я совсем упал духом, да и физические силы оставляют желать много лучшего... Здесь, правда, можно работать с оркестром в порядке общественной нагрузки, но я так физически устаю, что по приходе с работы ничего не могу делать».
В конце июля 1936 года Кайдан-Дешкина с большой группой заключенных на пароходе «Спартак» переправили по Енисею за Полярный круг, в Дудинку. А затем был Норильлаг, куда композитору вместе с этапом пришлось добираться через тундру за 112 километров.
«Шли мы шесть суток по тундре, т.е. по бесконечному болоту, переходили реки с ледяной водой. Спали прямо на болоте. Под нами на глубине около метра — вечная мерзлота. Комаров — тучи. Пришел в Норильск. Там, среди тундры, неожиданно выступает горная цепь, битком набитая никелем, углем, медью, — сообщал С. Ф. Кайдан-Дешкин в письме 2 июня 1937 года. — Я представился начальнику культотдела и был назначен руководителем духового оркестра».
Здесь, в Норильске, из ящиков, досок, бревен заключенные построили себе барак в шестом лагерном отделении.
О дальнейших годах заключения композитора рассказал в своих письмах в Великолукский архив и в бюллетене «Век XX и мир» (№ 7, 1989) бывший политзаключенный Виталий Николаевич Бабичев. Его жизненная судьба невольно пересеклась с судьбой Сергея Федоровича. После осуждения в 1937 году «врага народа» Бабичева направили отбывать срок на север, в шестое лагерное отделение Норильлага. Здесь находилась и бригада музыкантов духового оркестра, руководимого Кайдан-Дешкиным.
«С детско-юношеских лет я рос в музыкальной семье и сам играл на трубе, — вспоминал В. Н. Бабичев, — оркестру требовались трубачи, и Кайдан, узнав, что я играл на трубе, пригласил меня в клуб-барак и проверил мои музыкальные способности. В оркестре он был один политический, а все музыканты — бытовики (воры, бандиты, аферисты, мошенники и др.). Политических к ним не берут, но так как им остро требуется трубач, то он попробует добиться, чтобы меня взяли в оркестр. Оркестр обслуживал в первую очередь «вольняг», а главным образом НКВД. Через них С. Ф. Кайдан-Дешкин добился разрешения допустить меня, политического, еще не разоблачившегося «врага народа», играть в оркестре. Таким образом, на 30 человек музыкантов политических было только два — Кайдан и я. Оркестр часто играл на увеселительных вечерах работников НКВД, танцах, похоронах «вольняг», торжественных праздниках комбината и других мероприятиях. Все музыканты, так называемые друзья народа, были расконвоированы и ходили по пропускам. Кроме Кайдана и меня. На каждый выход из зоны к нам двоим приставляли конвоира... Я же работал на общих началах: шахтером, грузчиком угля на ж/дороге, рабочим в геологической бригаде... В те дни, когда нужно было играть с оркестром, меня на полдня освобождали от общих работ и под персональным конвоем доставляли с трубой на культурно-увеселительные мероприятия.
Однажды ночью в барак пришел вооруженный НКВедист, поднял с нар С. Ф. Кайдана и вместе с вещами увел с собой. Позже музыканты разведали, что Сергея Федоровича отправили во второй Норильск, где заключенных, случалось, и расстреливали. На следующий день было важное мероприятие НКВД и неотложно нужен был оркестр. Тут же в III отдел вызвали старосту оркестра, Виктора Еськова, и предложили ему возглавить оркестр.
Виктор им ответил, что ни один музыкант не возьмется за инструмент до тех пор, пока нам не возвратят С. Ф. Кайдана. Никакие угрозы не помогли. Все музыканты до единого отказались играть без Кайдана. В конце концов НКВДешники вынуждены были срочно возвратить Кайдана в оркестр. Сергей Федорович вернулся уже седым».
Своего руководителя музыканты уважали за исключительную честность и человечность, за природный музыкальный талант. Это доказывает поведение коллектива, спасшего однажды композитора от неминуемого расстрела.
Вскоре композитору пришлось пережить еще один удар. В Дудинском порту он встретил в числе прибывших по этапу заключенных своего родного брата Георгия, поэта-эсперантиста. А позднее узнал, что третий его брат Леонид был расстрелян в 1938 году.
Освобожден он был из-под стражи ровно через десять лет после ареста — 9 августа 1940 года. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1945 года с него была снята судимость. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР от 29 ноября 1956 года постановление коллегии ОГПУ от 5 января 1932 года в отношении С. Ф. Кайдан-Дешкина было отменено за недоказанностью обвинения, и он полностью реабилитирован.
После освобождения Сергей Федорович работал в Красноярском краевом музыкальном училище, преподавал в Кызылском педагогическом и Новосибирском музыкальном училищах и детской музыкальной школе города Прокопьевска Кемеровской области. Преподавательскую деятельность сочетал с работой в Норильском Заполярном, Красноярском краевом драматических театрах, оказывая при этом бескорыстную помощь коллективам художественной самодеятельности.
В 1959 году С. Ф. Кайдан-Дешкин переезжает в Великие Луки, где работает заведующим музыкальной частью драматического театра. Им была написана музыка ко многим спектаклям, сыгранным на сцене Великолукского драмтеатра. Для разных театров страны композитор написал музыку к шестидесяти спектаклям, ряд музыкальных пьес, романсы на стихи Пушкина и Лермонтова. Многие жители города Великие Луки до сих пор хорошо помнят эрудированного, скромного и добросердечного человека.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_408731

или
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Сидючки !!! Сидючки !!! Сидючки !!!
Случайное фото
Министр обороны или министр наступления?
Советский индустриал
15 ноября ● "Всероссийский день призывника", "День молочных коктейлей" и не
Рубрика: "Все по плану"
Прогулочный маршрут. Начало

